ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Поведение животных

     1. Формирование современных парадигм исследования поведения.

     Основные направления исследований поведения в конце 19-го -  первой половине 20 века. Основные современные направления изучения поведения.

     2. Классическая этология.

     Отличительные особенности этологического подхода.

     Основные концепции классической этологии. Фиксированная последовательность действий. Консумматорный (завершающий) акт. Аппетентное (поисковое) поведение. Знаковые стимулы. Врожденный пусковой механизм. Супернормальный стимул. Иерархия инстинктов (по Н.Тинбергену). Ритуализация. Гипотезы о происхождении демонстраций.

     Представление о коммуникации у  животных  с позиций классической этологии.  Представление об эволюции поведения с позиций классической этологии.   Значение этологического подхода в развитии поведенческих исследований.  Критика классической этологии.

     3. Бихевиоризм и теории обучения.

     Значение теорий обучения в формировании основных исследовательских парадигм. Классификация форм обучения (по В.Торпу). Привыкание. Сенситизация поведения. Ассоциативное обучение. Классический условный рефлекс. Инструментальный условный рефлекс. Основные свойства ассоциативного обучения. Угасание. Генерализация. Необходимые предпосылки для выработки ассоциативной связи. Ревизия теории обучения в 70-80 годы 20 века.

     Методологическое значение феноменов: "затенения" и "блокировки" при выработке УР, обучения пищевому отвращению, самоформирования (autoshaping), специфичности связи между - (а) раздражителем и подкреплением, (б) реакцией и подкреплением, необуславлавливаемости некоторых инструментальных реакций.

     4. Импринтинг и импринтингоподобные процессы.

     Ранние наблюдения Лоренца. Основные характеристики импринтинга.

     Изучение запечатления признаков родителя у выводковых птиц. Факторы, определяющие границы периода. Чувствительный или критический период. Обратимость. Настроенность на характеристики импринтируемого объекта. Нейроэтологический анализ импринтинга.

     Запечатление полового партнера. Импринтируемые признаки. Запечатление признаков вида и признаков родичей. Другие импринтингоподобные формы обучения у птиц и млекопитающих.

     5. Песни птиц как модель обучения.

     Импринтингоподобные процессы при обучении песням у воробьиных птиц. Структура песни. Схема выработки песни у певчих воробьиных птиц. Усложнение реально протекающих процессов по сравнению  со схемой. Перекрывание фаз запоминания и моторной и пр. Роль поведенческого взаимодействия в процессе обучения. Исследование амадин. Изменчивость выучиваемых структур при обучении песне (чему птица обучается). Функции песни.

     6. Проблемы когнитивной психологии

     Изучение способностей к абстрагированию. Экстраполяционные рефлексы. Оперирование мерностью. Установка обучения. Способности к категоризации. Способности к счету. Обучение языку. Самовосприятие.

     Когнитивные способности в социальных отношениях. Биологические корреляты морали. Аффилиативные связи. Умиротворение. Восприятие "правды" и "лжи". Обман.

     7. Социобиология и поведенческая экология.

     Основные концепции социобиологии. Отбор родичей, реципрокный альтруизм, совокупная приспособленность и др. Различия в представлениях об эволюции поведения между классической     этологией и социобиологией. Основные методологические приемы социобиологии. Применение теории игр для изучения эволюции поведения. Концепция эволюционно стабильной стратегии. Эволюция кооперации. Дилемма заключенных.

     Основные понятия экономических моделей в поведенческой экологии. Принцип максимицации репродуктивного успеха. Понятия итоговой приспособленности, отбора родичей, реципрокного альтруизма, родительского вклада, репродуктивного усилия, межполовой конкуренции и конфликта между родителями и потомством.

     Экономика дисперсии и филопатрии Экономика соотношения полов. Экономика фуражирования.

     8. Методы сбора поведенческих данных

     Шкалы измерения: номинальная (nominal), порядковая (ordinal), интервальная (interval) и относительная (ratio).

     Методы выборки данных. Сбор ad libitum (регистрация «всего, что можно»). Формирование социометрической матрицы (Sociometric matrix). Наблюдение за «фокальным» животным (Focal Animal sampling). Полная регистрация определенных событий (All occurrences). Регистрация последовательности актов (Sequence sampling). Регистрация Да-Нет (One-Zero sampling). Мгновенная и cканирующая регистрации (Instantaneous and Scan sampling).

     Репрезентативность данных. Валидность данных. Внутренняя и внешняя валидность.


Литература

Основная:

    Зорина З.А., И.И.Полетаева, Ж.И.Резникова. Поведение животных МГУ, 1999

    Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975

    МакФарланд Поведение животных. Психобиология, этология и     эволюция. М.: Мир, 1988

Дополнительная:

    Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение М.: Мир, 1992

    Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

    Докинз Р. Эгоистичный ген М.: Мир, 1993

    Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М., Мир, 1982

    Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М., Мир 1995

 


Составители – ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук Михаил Ефимович Гольцман, ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук Елена Павловна Крученкова

*Спецкурсы

На сайт Биологического ф-та МГУ
На сайт МГУ

Дизайн сайта: Сергей В. Огурцов, 2005-2010

E-mail: compclass7@yandex.ru

На начальную страницу