Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

ENGLISH version

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Выступления студентов и аспирантов на конференциях

Другие выступления

Антипов В.А., Огурцов С.В., 2009. Роль памяти в освоении пространства взрослыми особями серой жабы (Bufo bufo L., 1758) // XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2009», Секция «Биология», 13-18 апреля 2009 г. Тезисы докладов, с. 137

 

Цель работы – выяснить роль памяти в освоении пространства у жаб в условиях эксперимента «открытое поле». Эксперименты проводили со взрослыми особями (длина тела 55-105 мм) серых жаб (Bufo bufo L., 1758) в июне-июле 2009 г. В опытах участвовало 23 жабы (15 самцов, 8 самок). Жаб помещали в установку «открытое поле» размером 1,6х1 м. В установке имелся центральный отсек с различными зрительными ориентирами и выходами в 4 комнаты, в одной из которой располагали жизненно важные ресурсы (вода, еда, убежище). Жабам давали 4 ч на обследование незнакомой обстановки. В 1-й серии экспериментов жаб повторно сажали в ту же обстановку через 15 мин. Во 2-й серии ресурсы из установки убирали и животное сажали туда повторно, чтобы проверить, меняется ли его поведение в измененной обстановке. Во 2-й серии животных помещали в измененную обстановку либо через 15 мин, либо через 24 ч. Мы проверяли гипотезу, что при посадке в ту же обстановку поведение жабы не изменится, а в измененной – будет отличаться. Это должно было продемонстрировать, что жабы запоминают предшествующую обстановку. При анализе видеосъемки поведения жаб при первом знакомстве с обстановкой двигательная активность и у самцов, и у самок была максимальной в 1-й половине опыта и потом уменьшалась со временем. У самцов активность была всегда выше, чем у самок. В этих условиях жабы предпочитали находиться в комнате с ресурсами. Такое же поведение наблюдалось у жаб при посадке в уже знакомую обстановку. При внесении изменений в обстановку (как через 15 мин, так и через 24 ч) наблюдалось увеличение двигательной активности, как для самцов, так и для самок. У самок по сравнению с самцами это было менее выражено. Полученные данные свидетельствуют о том, что у серых жаб проявляется исследовательская активность при помещении их в незнакомую или измененную обстановку, а также они могут быстро запоминать окружающую зрительную обстановку. Однако у самцов данные формы поведения выражены значительно лучше, чем у самок.

*Научная работа *Другие выступления

На сайт Биологического ф-та МГУ
На сайт МГУ

Дизайн сайта: Сергей В. Огурцов, 2005-2010

E-mail: compclass7@yandex.ru

На начальную страницу