ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Малый практикум

   На физиолого-биохимическом отделении программа практикума рассчитана на еженедельные 4-часовые занятия в течение весеннего семестра, всего 12 занятий. Они имеют самостоятельное значение наряду с одновременно читаемым лекционным курсом объемом в 24 часа. В связи с этим каждое занятие начинается с полноценного объяснения, завершается принятием задания, а итоги всего практикума подводятся в конце семестра на коллоквиуме. У студентов зоолого-ботанического отделения на практикум отводится несколько больше времени. Кроме знакомства с анатомическими препаратами студенты полевых кафедр знакомятся с видовым разнообразием групп позвоночных животных и упражняются в определении систематического положения изучаемых объектов.

     Главное содержание работы студентов на занятии состоит в зарисовывании анатомических препаратов, выданных преподавателем или – реже – изготовленных самостоятельно из предоставленных объектов. Рисунки не служат самоцелью, а используются в качестве средства протоколирования наблюдений, побуждающего студентов к детальному визуальному исследованию объектов. Полноценный рисунок должен быть продуктом синтеза того, что мы понимаем, и того, что видим на данном объекте. Надписи – это важнейший компонент готового рисунка, неотъемлемая деталь его как протокола исследования, которая должна делать рисунок инструктивным – прежде всего для своего автора при подготовке к коллоквиуму и экзамену. Преподаватель проверяет рисунки в конце занятия и подписывает их в знак приема выполненного задания.

     Если задание не закончено из-за неподготовленности студента, не успевшего разобраться со сложным объектом, он направляется на отработку, где получит материал только после сдачи теории. Отработку проходят также все, кто пропустил то или иное занятие; отработка по каждой теме предоставляется только в течение двух или трех недель после прохождения этой темы на практикуме.

     Для всех занятий, кроме первого, предусматривается самостоятельная подготовка студентов, опрос которых в начале занятия в той или иной форме сочетается с объяснением. Поэтому уже на первом занятии им сообщают названия учебников и учебных пособий, которые им предстоит использовать для подготовки, и в конце каждого занятия – точный перечень разделов в этих книгах для изучения к следующему занятию.

 

     Опрос и объяснение преподаватели, участвующие в проведении практикума, комбинируют различными способами, которые могут считаться методически равноценными и все могут быть рекомендованы к использованию:

     1. Можно провести опрос нескольких студентов по теме занятия, а затем кратко подытожить сказанное ими, исправив допущенные неточности.

   2. Можно давать объяснение устами студентов, направляя их рассказ наводящими вопросами. Надо признать, что этот способ сопряжен с большей затратой времени, чем предыдущий.

   3. Объяснение дается исключительно преподавателем, а вместо устного опроса перед этим проводится письменная контрольная: каждый студент получает листок бумаги с заранее написанным вопросом, на который пишет ответ в течение 10 минут. Этот способ можно считать наиболее быстрым и эффективным.

     Важный материал для изучения на практикуме представляют собой характеристики групп. Имеются в виду даже не полные характеристики, содержание которых, безусловно, известно студентам, а, так сказать, оглавления этих характеристик, списки пунктов, достойных включения в характеристику. Они представляют собой продукт длительной работы зоологов, краткие формулы, которые вопреки наивным ожиданиям студентов не могут быть составлены экспромтом. Подготовка характеристики задается при переходе к каждой новой группе. Преподаватель на каждом занятии приводит свою, рекомендуемую версию характеристики, которую студенты записывают.

     Практикум включает 12 занятий:

     1.  Ланцетник.

     2.  Минога.

     3.  Скелет хрящевых и костных рыб.

     4.  Нервная система хрящевых рыб.

     5.  Вскрытие костистой рыбы.

     6.  Вскрытие лягушки.

     7.  Скелет варана.

     8.  Скелет птиц.

     9.  Вскрытие птицы.

     10. Скелет млекопитающих.

     11. Вскрытие крысы.

     12. Коллоквиум.

     Перед коллоквиумом стоит двойственная задача – во-первых, проконтролировать понимание студентами основных положений, выносимых на практикум, а во-вторых, – помочь им подготовиться к экзамену путем "генеральной репетиции" наиболее важных и трудных вопросов из затронутых в ходе практикума. В качестве поощрения, студенты, хорошо сдавшие материал всех занятий и прошедшие коллоквиум, допускаются к досрочному экзамену.

     В виду большого числа студенческих групп, проходящих Малый практикум (практикум проводится у всех трех отделений Биологического ф-та и ф-та Биоинженерии), к его проведению подключается не только весь преподавательский состав, но и многие научные сотрудники и аспиранты кафедры.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к  проведению  практических  занятий по общему курсу зоологии  позвоночных для студентов физиолого-биохимического отделения можно скачать в pdf-формате. Предлагаемые рекомендации отражают реальное содержание и методику проведения занятий,  осуществляемых кафедрой зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ. Автор пособия, проф. Ф.Я.Дзержинский, в течение 40 лет участвует в этой работе, более 30 лет курирует практикум и проводит инструктивные семинары для преподавателей. Рекомендации рассчитаны на преподавателей, но могут также быть использованы и студентами.


Татьяна Андреевна Курилина, лаборант

*Общие лекционные и практические курсы

На сайт Биологического ф-та МГУ
На сайт МГУ

Дизайн сайта: Сергей В. Огурцов, 2005-2010

E-mail: compclass7@yandex.ru

На начальную страницу