ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Новогодняя пьеса 2007

Добавлены комментарии по перемещениям действующих лиц. Режиссура совместная, с одобрения автора. Благодарю всех, кто принимал участие в представлении, за отменную актёрскую игру и умелую импровизацию в случаях, когда что-то забывалось. Благодарю Баринова Алексея за звуковое сопровождение. Благодарю одногруппников за дельные замечания, высказанные в ходе работы над текстом. Отдельно выражаю своё искреннее почтение Анастасии Вабищевич, творчески переработавшей начало монолога птички.

автор пьесы Александр Шиенок

 

 

 

 

СКАЗКА

Действующие лица:

Пищуха – Григорьева Татьяна

Мышка-норушка – Ячменникова Анна

Лягушка-квакушка – Галоян Эдуард

Птичка-невеличка – Вабищевич Анастасия

Серый волк – Шиенок Александр

Чудо-юдо рыба-кит – Нагайлик Михаил

Гуси-лебеди – Гоголева Светлана и Покровский Иван

Золотая рыбка – Артемьева Светлана

Царь зверей – Палько Игорь

Охотник – Покровский Иван

 

Звукорежиссёр – Баринов Алексей

 

Сокращения в тексте, данные в скобках: М – реплика мышки, Л – реплика лягушки, Пт – реплика птички, Пищ – реплика пищухи.

 

Занавес опущен. Вступительное слово Ивана Покровского (из-за занавеса; чистая импровизация):

Уважаемые сотрудники кафедры зоологии позвоночных! Мы просим вас отключить свои мобильные телефоны и сигнализации вертолётов. 21-й лисий век совместно с Баринов корпорейшенс представляет новогоднюю антикоррупционную сказку-аллегорию «Один день, который потряс лес».

 

Занавес поднимается. Сидят (на столе в указанном порядке) мышка-норушка, лягушка-квакушка и птичка-невеличка.

Припрыгивает пищуха (через дверь), проходит мимо сидящих.

 

Пищуха:

Здравствуй, птичка-невеличка.

Здравствуй, лягушка-квакушка.

Здравствуй, мышка-норушка.

 

Троица:

Здравствуй, зайчик-попрыгайчик.

 

Пищуха:

Я не зайчик, я пищуха,

У меня два круглых уха.

Впрочем, я к вам с извещеньем

Чрезвычайного значенья. (далее сидит или стоит слева от стола)

 

 Троица:

Что такое? (М) Что случилось?(Л)

Аль ненастье приключилось?(Пт)

 

Пищуха достает свиток и декламирует (предварительно прокашлявшись):

Царь зверей издал указ:

Будь ты зверь, гад иль пичуга,

Послужить большой науке

Должен ты хотя бы раз.

Чей же вклад в фундамент знаний

Все другое превзойдет,

То тому без пререканий

Будет слава и почет.

 

 

Первой слово берет мышка-норушка:

Я не гордая зверушка,

Без претензий и каприз.

Но признать вам всем придется,

Что за мною первый приз.

Грызуны для изученья

Замечательный объект.

И, вне всякого сомненья,

Равных нам на свете нет.

В городе и деревушке,

В чаще, на лесной опушке,

В поле чистом, на лугу,

Под кустами и в стогу.

И в саду, и в огороде,

Даже в собственном комоде,

На деревьях и в воде –

Ты найдешь меня везде.

 

Дальше – больше. Я носитель

Взевозможнейших зараз,

Для микробов покровитель,

Человечеству наказ.

Так, чума, туляремия,

Бешенство и лейшмания,

Клещевой энцефалит –

Это все во мне сидит.

Коль не хочешь этой хворью

Вновь и вновь заболевать,

Должен племя грызуновье

Всесторонне изучать.

 

Столько нас на свете разных,

Что со счета можно сбиться.

Но пока что нет сигнала,

Что пора остановиться

В мышетворчестве великом.

Даже если звери ликом

Совершенно идентичны,

Вам не стоит заблуждаться.

Очень даже мы различны,

Стоит в генах покопаться.

Я уже не понимаю,

Кто в лесу моя родня.

Даже хуже: я не знаю –

Может я уже не я?

 

За мышкой норушкой подхватывает лягушка-квакушка:

Что нам  мышка тут вещает

О родне своей о кровной,

То меня не удивляет.

В лягушачьей родословной

Тоже ногу сломит черт.

Что есть Rana esculenta –

То не всякий разберет.

 

Тут загадок очень много,

Тут кипят большие страсти.

Если кто по этой части –

С нами самая дорога.

 

Мы есть чудное явленье

В плане звукоизвлеченья.

Но не меньше в нас приятья

В плане звуковосприятья.

 

Вот еще одна загадка:

Как к родному водоему

Без сомненья и оглядки

Мы находим путь-дорогу?

 

Третьей выступает птичка-невеличка (пафосно, с легким презрением):

Что за мания величья?

Это, право, неприлично!

Им бы только волю дай.

Есть и вас посимпатичней.

Есть на свете племя птичье -

Ты про нас не забывай

И не квакай, а внимай.

 

Изучать нас всем приятно.

Мы изящны, мы опрятны, (красуется)

Посмотри на оперенье:

Наши краски – загляденье.

А движенья, а полёт!

Приземлённый - не поймёт.

И ни скользкие квакушки,

Ни вонючие норушки

Не сравнятся в этом с нами,

Как того ты не хоти.

Что касательно науки,

Пали мы ученым в руки

Драгоценными дарами

На тернистом их пути.

 

Птицы есть везде и всюду,

Успевай лишь выбирать:

То ли в городе я буду

От людей их охранять,

То ли в тропики поеду,

Чтоб на тушки отстрелять.

 

Всех мастей найдутся птицы:

Есть зарянки, мухоловки

Совы, зяблики, синицы,

Всяки-разны камышовки…

Камышевки (пищуха поправляет)…Ну да.

Впрочем, это ерунда.

А кто мелочь презирает

И в большой и гордой птице

Он души своей не чает,

То тому орлан сгодится.

 

Пролетают гуси-лебеди (из-за ширмы):

(1-й) Не забудьте лебедей.

(2-й) Мы на северных озерах

Повстречались с куликами    

(1-й) И на юг летим скорей.

Сделав круг, улетают (один в дверь, другая за ширму).

 

 Птичка:

Как под солнцем место делим,

Несмотря на тесноту?

Как мы в столь ничтожном теле

Сохраняем теплоту?

Чьи напевы у гибрида?

Как успех репродуктивный

Повлиял на индивида?

Мы ответ информативный

На вопрос даем любой.

Мы – вершина сотворенья.

Даже клювик непростой:

Мышц немыслимо сплетенье,

Соревнуясь меж собой,

Сил создало приложенье.

(М) Недостойно восхищенья.

У меня массетер есть,

И возможностей крепленья

У массетера не счесть.

(Пт) Ты, мыша, не завирайся:

Ведь у всей твоей родни

Способов, как ни старайся,

Наберешь от силы три.

(М) Нет, четыре! (Л) Ох-ох-ох!

Ну, конечно же, четыре -

Это сильно больше трех!

Впрочем, вряд ли вы найдете

Что-то краше челюстей,

Находящихся в работе

У моих соседок змей.

Ты же, птичка, если чем-то

Превосходишь нас с мышой,

То, конечно, своей этой

Бесконечной похвальбой.

Многим нравятся пичуги

За красивый внешний вид,

Но любовь эта к науке

Даже близко не лежит.

 

Мышка:

Может, мы и неказисты,

Не сверкаем опереньем,

Но на нас специалисты

Нападут с не меньшим рвеньем.

Для науки красота –

Не критерий, а туфта.

 

Их прерывает пищуха:

Из соседнего из леса шлют привет нам Серый Волк  и Кот Баюн.

 

Вслед за этим появляется серый волк (из-за ширмы). Пританцовывая, доходит до правого края стола.

Серый Волк:

Я до вашей до поляны

Долго по лесу бежал

И неведомых дорожек

Я невиданно топтал.

С GPS-ом кто пройдется

Тихо по лесу, украдкой,

Тот в дорожках разберется

И поймет мои повадки.

 

А еще мой брат песец -

Он на острове живет.

Только что-то вот, стервец,

Мне он весточки не шлет.

Видно, там у них неладно.

Да и ладно.

В общем, так скажу, друзья:

Изучайте вы меня.

(нагло запрыгивает на стол, при этом со стола слетает мышка)

 

Звери:

(М) Что ты, волк, сейчас пытался

Нам всем этим доказать?

(Л) Километр пробежался –

И давайте изучать?

(Пт.)Не смеши ты нас, парниша,

(хором) Дуй туда, откуда вышел!

(спихивают волка со стола)

 

Волк:

Эй, притихните, малявки,

А не то вас поутру

Вместо булочки и чая

С потрохами всех сожру!

 

Пищуха:

Ну да что вы, в самом деле!

Волк, а где же Кот Баюн?

 

Волк:

А, он давно сидит в вольере

И с тех пор к нам не ездун.

Право, если вы хотите

По лесочку погулять,

То на кошек не смотрите.

Лучше волка изучать.

 

Пищуха:

Тут  из синего из моря

Выплывает рыба-кит,

И, плескаясь на просторе,

Нам о чем-то говорит:

 

Хором:

Ты плыви сюда поближе,

А то нам тебя не слышно!

 

Появляется рыба-кит (через дверь).

Рыба-кит:

Суша, братцы, это скучно.

Пыль, жара, комар и гнус.

Море – вот что людям нужно,

Пенных брызг соленый вкус!

И за мной они гоняться

Могут чуть не целый день.

Моим видом наслаждаться

Им нисколечко не лень.

(ложится на стол)

 

Лягушка:

Спору нет – всегда занятно

Рассуждать о красоте.

Только что-то непонятно:

А наука то тут где?

 

Рыба-кит:

Обо мне, уж если честно,

Очень мало что известно.

Да к тому же повсеместно

Что ни кит – то редкий вид.

И пока мы не исчезли,

Ум научный к нам спешит.

Например, я в песнях мастер,

Настоящий виртуоз.

Выше всех в животном царстве

Нас акустик превознес.

 

Волк (киту):

Пять минут тебя послушай –

Начинают вянуть  уши.

Волчий вой для той науки,

Уж поверь, ничуть не хуже.

 Я, шакал и красный волк-

Все мы в вое знаем толк.

(воет)

 

Птичка:

Ты, волчара, не позорься,

Только можешь глотку драть.

Кит, а ты не хорохорься –

Птиц тебе не обскакать.

Акустических ансамблей

Петь китам не суждено

Как команде дирижаблей

Выйти в космос не дано.

 

Рыба-кит:

Ерунда! Я возражаю!

 

Пищуха:

Тут к нам рыбка золотая!

 

Появляется золотая рыбка (через дверь). Рыбка:

Да, я рыбка золотая,

Но совсем не тем занятна.

Для умов я кладовая.

Польза просто необъятна,

Что науке я несу...

 

Звери:

(волк) Слушай, рыбка, если честно.

Нам и так уж стало тесно

В нашем маленьком лесу.

(все хором) Ты совсем тут  неуместна!

 

Рыбка:

 Эх, нахалы! Ну и пусть.

И без вас я  обойдусь.

Ждать мне долго не придется -

На меня рыбак найдется.

Рыбка удаляется (через дверь).

 

Рыба-кит:

Так о чем я говорил?

Из-за этой глупой рыбки

Свою мысль я позабыл.

Может, вспомню, может, нет…

Кстати, вспомнил я другое:

От тюленя вам привет.

 

Пищуха:

Что ты скажешь про тюленя

Чудо-юдо рыба-кит?

Может, знаешь что такое,

Что нас сильно удивит?

 

Кит:

На тюленье поведенье

Часто с моря я гляжу

И словами Заходера

Вам сейчас о нем скажу:

«Вызывает удивленье

Прилежание тюленье:

Целый день

Лежит тюлень,

И ему

Лежать не лень!

Жаль, тюленье прилежание -

Не пример для подражания!»

 

Мышка:

Может, в этой его лежке

Смысл глубинный погребен?

 

Лягушка:

Жалко, нет тюленя с нами,

Чтоб о том поведал он.

 

Короткая пауза (все в задумчивости)

 

Кит:

Право, я в недоуменье,

Как нам спор сей разрешить?

Всяк достоин одобренья.

Так кому же первым быть?

 

Волк:

Ну а ты что, зайчик, скажешь?

Хватит в тряпочку молчать!

Люди вон уже устали, (показывает рукой в зал)

Новый год пора справлять.

 

Пищуха:

Я не зайчик, я пищуха,

У меня два круглых уха.

Запасаю я траву.

Если же по существу,

То, вне всякого сомненья,

Все мы здесь без исключенья

Для науки сущий клад.

Каждый вносит равный вклад.

Нет ни первых, ни последних,

Нет ни задних, ни передних,

Ни вентральных, ни дорсальных,

Медиальных, латеральных,

Ни прямых и ни кривых,

Ни хороших, ни плохих.

 

Появляется (из-за ширмы) царь зверей (лев). Все встают (если они до этого сидели); лев со снисходительной улыбкой призывает жестом всех сесть и говорит:

Всем спасибо! Я доволен,

Тем, что слышал в этот раз.

А теперь озвучить волен

Я свой следующий приказ.

Вот на этом самом месте

Мы поставим теремок

Где бы каждый малый честный

Послужить науке мог.

Все науке интересно.

Никому не будет тесно

В нашей новенькой избе.

Будет тут притон звериный,

Или попросту ЗП.

 

Звери в зал:

(волк) Те, кто нас сегодня слушал – намотай на ус:

(все хором) Все объекты хороши – выбирай на вкус!

 

Это точно! Особенно я зайчатину люблю. (Говорит внезапно появившийся (через дверь) охотник, в ушанке и с ружьем. При его появлении звери (кроме царя зверей) прячутся (пригибаются под стол). При фразе про зайчатину наводит ружье на пищуху.)

 

Пищуха (из-за царя зверей):

Я не зайчик, я пищуха!

У меня два круглых уха!

 

Охотник:

(пищухе) Да назовись хоть сапогом,

А все же будешь шашлыком!

(всем) Что вы, звери, раскричались?

Мне послышалось « наука»?

То, о чем вы распинались,

Суть бесхитростная штука.

Знаю, где найти мне зверя – значит, я эколог.

Знаю зверя я повадки – значит, я этолог.

Знаю, как его разделать – значит, я морфолог.

И распределить трофеи – значит, системолог.

Волк из-за стола: «Систематик». Но охотник наводит на него ружье, и волк умолкает.

 

Царь зверей (подходит к охотнику, отводит в сторону ружье):

Это, брат, назвать наукой

Можно разве что от скуки.

Настоящую науку надо долго познавать.

Хочешь, стань охотоведом,

Ну а мы своим советом

Тебя всячески склоняем на ЗП к нам поступать.

 

Охотник (задумчиво, почесав в затылке):

Право, быть охотоведом

Есть почетная стезя… (задумчиво)

Только вот моим ответом

Будет: «Да, ЗП, друзья!»

Я к науке пристраститься

Очень даже и не прочь.

Если только обещайте

В этом деле мне помочь.

 

Звери охотнику:

(пищуха) Мы всегда к твоим услугам.

Изучай нас сколько хожь.

(все хором) И в стремлении к наукам

До профессора дойдешь.

 

Под триумфальный марш царь зверей забирает у охотника ружье, взамен вручает препаровальный набор. Пищуха вешает на него бинокль. Птичка надевает накомарник. Наконец, мышка вешает охотнику на шею позвонок – символ кафедры.

 

Мышка:

Поздравляю! Ты зэпэшник,

И гранит науки сей

Будешь грызть теперь прилежно

До скончанья своих дней.

 

Охотник в зал:

Что ж, коллеги, так держать!

И со всем лесным народом

Остается мне сказать

(все хором) Поздравляем с Новым годом!

(к этому моменту все участники действа встают перед зрителями и отвешивают поклон)

 

Конец

*Разное

На сайт Биологического ф-та МГУ
На сайт МГУ

Дизайн сайта: Сергей В. Огурцов, 2005-2010

E-mail: compclass7@yandex.ru

На начальную страницу