Учебная зональная практика после 2-го курса

Зональная практика была впервые проведена летом 1960 года Владимиром Евгеньевичем Соколовым. И представляла собой путешествие от Москвы до Черного моря по разным природным зонам. Основными предметами на практике были Зоология позвоночных и Геоботаника. Однако, в связи с временными трудностями, после 1967 года её не проводили более 40 лет. В 2012 году практика была восстановлена для студентов 2 курса, хотя и по другому маршруту. Студенты начинали занятия на Юге у Черного моря, а затем двигались на Север до Белого моря с остановкой в зоне широколиственных лесов. С 2013 года на практику начали ездить практически все полевые кафедры биологического факультета, а с 2015 года остановка в широколиственных лесах была сменена на остановку в зоне степей. Таким образом, практика стала представлять собой логическое продолжение Звенигородской практики, унаследовав многие её традиции, в том числе, составление отчетов по практике, которые являются аналогом самостоятельных работ. Отличительной чертой этой практики является комплексный взгляд на экосистему, поэтому на каждой стоянке студенты проходят 6 предметов: «Зоология позвоночных» и «Геоботаника», «Микология, альгология» и «Гидробиология», «Ботаника высших растений» и «энтомология».

Целью практики является ознакомление студентов с биоразнообразием живых организмов разных природных зон — объектами изучения ботаники (грибами, слизевиками, водорослями, высшими растениями) и зоологии (беспозвоночными и позвоночными животными), их экологией и морфологией, а также с функционированием биогеоценозов как структурных элементов биосферы. Но кроме этого важнейшая задача практики — обучение студентов навыкам организации работы и жизнеобеспечения в полевых условиях, что особенно актуально на безграничных просторах нашей Родины.


Период проведения практики: конец мая – июнь.

Этапы практики, их последовательность и продолжительность (не считая времени переезда между этапами практики). Практика проводится в три последовательных этапа, соответствующих природным зонам:

  •  Зона сухих субтропиков, черноморское побережье Кавказа, Краснодарский край – 11 дней.
  •  Зона степи и лесостепи на границе Ростовской и Воронежской области – 8 дней.
  •  Подзона северной тайги, интразональные тундровые сообщества, Мурманская область – 10 дней.

Конкретное место проведения каждого из этапов практики может изменяться в зависимости от организационных обстоятельств.


Материально-техническое обеспечение учебной практики

В связи с тем, что одной из задач полевой зональной практики является обучение студентов работе в полевых условия, то проживание (за исключением пребывания на территории Кандалакшского заповедника) и работа осуществляется на базе палаточного лагеря, для чего предоставлены 4-местные палатки для проживания и 12-местные палатки и тенты для камеральной работы. Также для камеральной работы есть складные столы и лавки. Электроэнергию обеспечивает инверторный бензогенератор мощностью 1 кВт. Свет после захода солнца обеспечивают светодиодные прожекторы и лампы. В период прохождения практики в Утришском заповеднике поддержка практики осуществляется Утришской Морской станцией ИПЭЭ РАН. В период прохождения практики в зоне степей на границе Ростовской и Воронежской областей осуществляется поддержка за счет собственных служб Московского университета, в частности выделяется машина транспортной поддержки и полевая кухня. В период пребывания практики на территории Кандалакшского заповедника прохождение практики активно поддерживается заповедником: выделяются домики на кордонах заповедника для проживания и лабораторной работы, выделяются лодки для перевозки личного состава во время проведения исследований на островах архипелагов «Порья губа» и «Лувеньгский архипелаг».


Программа практики по этапам проведения

Практика по каждому предмету включает экскурсионную часть и самостоятельные работы, проводимые во всех охватываемых природных зонах в сравнительном ключе.

№ п/п Содержание занятий по этапам практики Отчётность
  ЗОНА СУХИХ СУБТРОПИКОВ  
1 Подготовительный период: (1)постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности, и по оказанию первой помощи пострадавшим, обеспечение учебных групп аптечками первой помощи; (3) вводная лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ зоны сухих субтропиков и места постановки лагеря, особенностях Черного моря, механизмах формирования приливов; (4) составление детального плана работ; проверка работоспособности и настройка оборудования. Устный опрос.
Выполнение контрольных упражнений
2 Полевой (Зоология позвоночных). Лекции: (1) особенности герпетофауны сухих субтропиков Черноморского побережья Кавказа с демонстрацией основных представителей; (2) особенности фауны рукокрылых черноморского побережья Кавказа; (3) следы жизнедеятельности млекопитающих. Экскурсии, в том числе раннеутренние, нацеленные на исследование фауны позвоночных в (1) лесные местообитания: широколиственный лес (буково-грабовый, дубовый, можжевелово-фисташковое редколесье, хвойный лес (сосняк)), (2) местообитания открытых пространств (остепнённые луга и поляны на вершинах гор), (3) околоводные местообитания вдоль горных речек, ручьёв, стоячих водоёмов, береговой линии Черного моря, (4) антропогенные ландшафты малых населённых пунктов. Обучение методикам учета птиц с упором на метод Финских линейных трансект и проведение минимум 3х маршрутных учетов. Методы учета численности млекопитающих: постановка живоловок, ловчая канавка или заборчик. Постановка ловчих сетей на птиц и рукокрылых. Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии.
3 Полевой (Геоботаника): Лекции (1) вводная лекция по физической географии и геоботанике. Краткая информация об особенностях геологического строения. Климат территории. Типы воздушных масс, средние температуры за самые теплый и холодный месяца. Количество осадков. Ветра. Положение территории в климатическом поясе. Положение территории в ботанико-географическом районировании (какая природная зона, и какой тип высотной поясности). Основные сведения о природной зоне в целом и конкретно о том секторе, в котором находится стоянка практики. (2) Основные сведения о зональных растительных сообществах. Структура и состав (основные группы видов и основные ж.ф.). Эдификаторные группы растений. Ареалы видов и родов основных представителей зональных растительных сообществ. Краткая характеристика их биологии. Тип высотно-поясного спектра стоянки. Перечислить пояса и рассказать, как они отличаются, на какой высоте проходят границы смен. Краткое резюме по закономерностям растительного покрова. (3) Сбор ботаническое информации: как и зачем закладывать гербарий и делать геоботанические описания. Основы гербарного дела. Правила сушки растений и их возможные модификации. Порядок составления этикеток для гербария и возможные формы ведения записей. Основные принципы составления геоботанических описаний. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты. В качестве учебных задач выполняется не менее трех геоботанических описаний в: (1) широколиственном (буково-грабовом) лесу, (2) редколесье (шибляке), (3) на лугу или на остепненной поляне. В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы. Контрольное определение 70 видов сосудистых растений в ходе полевой экскурсии или по коллекции; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии.
4 Полевой (Альгология и микология). Вводная, об особенностях формирования альгофлоры Черного моря. Сбор водорослей-макрофитов как из штормовых выбросов, так и поверхности прибрежных камней на небольшой глубине. Разбор материала с демонстрацией основных определительных признаков и методов гербаризации. Лекция об особенностях таксономии и морфологии основных групп грибов и грибоподобных организмов. Экскурсия и сбор материала в широколиственном лесу. Разбор собранного материала, демонстрация основных определительных признаков собранных организмов. Демонстрация основных методов гербаризации, фиксации и прижизненного описания собранных объектов. Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка, устный опрос по лекционному материалу
5 Полевой (Гидробиология). Лекции: по географической изменчивости водоемов, по систематике водных насекомых и высших ракообразных, по различию морских и пресноводных сообществ, экологии Черного моря. Экскурсии: горная река (сообщества: эпиритраль, рипаль), ручей (креналь), малый стоячий водоем, Черное море. Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ
6 Полевой (Энтомология). Сбор насекомых и пауков в основных биотопах субтропической зоны: влажном широколиственном (грабовом) лесу, сухом хвойно-мелколиственном лесу, ксерофитном горном сообществе и луговом сообществе. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии.
7 Полевой (Ботаника высших растений) Знакомство с терминологией репродуктивной экологии растений. Поиск и идентификация растений, опыляемых пчелами (мелитофильных), бабочками (психофильных и фаленофильных), двукрылыми (мелитофильных) и ветром (анемофильных). Морфологические типы генеративных диаспор по Otto, 2002. Поиск и идентификация диаспор растений, распространяемых ветром (анемохорных), животными (зоохорных), разбрасывающих диаспоры (баллистохорных и автохорных). Знакомство с особенностями опыления и расселения растений из разных ярусов многоярусных растительных сообществ (буково-грабовых лесов, можжевелово-фисташковых редколесий). Знакомство с репродуктивной биологией отдельных групп растений, характерных для данной зоны либо обильных в ней (орхидные, кутровые, заразиховые, омела и др.). Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений.
8 Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. Отчет по практике
  ЗОНА СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ  
9 Подготовительный период: (1) постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности и особенностям оказания первой помощи в аридных условиях, проверка и доукомплектование аптечек первой помощи учебных групп; (3) лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ зоны степи и лесостепи, а также места постановки лагеря; (4) составление детального плана работ, проверка работоспособности и настройка оборудования. Устный опрос. Выполнение контрольных упражнений
10 Полевой (Зоология позвоночных). Лекция по земноводным и пресмыкающимся степной зоны (с демонстрацией материала). Полевые, в том числе раннееутренние, экскурсии в (1) открытые местообитания — степные участки и пойменные луга, (2) лесные местообитания: пойменные и байрачные леса, лесопосадки, (3) Околоводные местообитания равнинная реки и пойменные водоёмы (4) антропогенные ландшафты малых населённых пунктов степной зоны. Экскурсия на поселение сурков. Учеты птиц в степи и пойменном лесу. Постановка паутинных сетей и живоловок в лесополосе и на остепнёрнных участках. Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии.
11 Полевой (Геоботаника). Лекции (1) вводная лекция по физической географии. Краткая информация об особенностях геологического строения и климат территории. Положение территории в ботанико-географическом районировании (какая природная зона, и какой тип высотной поясности). (2) Особенности степной зоны России. Разнообразие степей и степных растений, жизненных форм и адаптаций. Основные отличия степи от прочих сообществ поликарпических многолетников. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты. В качестве учебных задач выполняется не менее трех геоботанических описаний в: (1) байрачном или пойменном лесу, (2) степи и (3) пойменном лугу. В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы. Контрольное полевое определение 50 видов; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии.
12 Полевой (Альгология и микология) Полевая экскурсия для сбора материала, включающая основные типы растительных сообществ: остепненные участки, лесополосы, пойменные лесные и луговые участки, опустыненные участки, выходы меловых пород, искусственные посадки сосен. Разбор собранного материала, демонстрация основных определительных признаков собранных организмов, обсуждение полученных результатов. Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка
13 Полевой (Гидробиология). Лекции: по систематике водных моллюсков, по типологии пресноводных сообществ. Экскурсии: малая равнинная река (сообщества: эпиритраль, рипаль, пелаль), ручей (креналь), малый стоячий водоем. Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ
14 Полевой (Энтомология). Сбор насекомых и пауков в основных биотопах степной зоны: степи, пойменном лесу, околоводном сообществе и на пойменном лугу. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии.
15 Полевой (Ботаника высших растений) Особенности опыления растений в степной зоне. Изучение специальных способов опыления: кантарофилии, гидрофилии. Функционирование цветков-ловушек и цветков-убежищ. Особенности расселения растений в степной зоне. Сравнение репродуктивной экологии растений степных и луговых участков. Различные репродуктивные стратегии паразитных и полупаразитных растений. Особенности опыления и распространения растений байрачных и пойменных широколиственных лесов в сравнении с причерноморскими лесами и дубравами средней полосы. Особенности опыления и распространения околоводных и водных растений. Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений.
16 Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. Отчет по практике
  ПОДЗОНА СЕВЕРНОЙ ТАЙГИ  
17 Подготовительный период: (1) постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности и особенностям оказания первой помощи при пониженных температурах, проверка и доукомплектование аптечек первой помощи учебных групп; (3) лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ подзоны северной тайги и зоны тундр, особенности Белого моря, особенностях места постановки лагеря; (4) составление детального плана работ, проверка работоспособности и настройка оборудования. Устный опрос. Выполнение контрольных упражнений
18 Полевой (Зоология позвоночных). Экскурсии в (1) лесные местообитания: таёжный лес. (2) открытые местообитания – болота и горные тундры (3) околоводные местообитания: побережье Белого моря, рек и озёр (4) антропогенный ландшафт малых населённых пунктов севера. Методика учета птиц, гнездящихся на островах, описание гнезда. колонии морских птиц. Утренние учеты в северной тайге, и вдоль побережья, желательны учеты в горных тундрах, антропогенном ландшафте и мелколиственном лесу. Постановка живоловок в таёжном лесу и на приморском лугу. Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии
19 Полевой (Геоботаника). Лекции (1) вводная лекция по физической географии. (2) Особенности северной тайги. Основные доминаты растительного покрова с особым вниманием на разнообразие и участи криптогамной биоты в сложении фитоценозов. Особо охраняемые природные объекты стоянки практики. Кратко историю и что охраняют. Наиболее примечательные ботанические и геоботанические объекты. (3) Зональная тундра, горные тундры и тундрообразные сообщества. Разнообразие растительных сообществ и их отличия, таксономическое и типологическое разнообразие различных групп растений и лишайников. Основные отличия степи от прочих сообществ поликарпических многолетников. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты; экскурсия в горные тундры, болотные комплексы и на приморские луга. В качестве учебных задач выполняется не менее четырех геоботанических описаний в: (1) горной тундре, (2) таежном лесу; (3) разнотравно-злаковом лугу, (4) болоте, (5) Березовое криволесье (по желанию). В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы в новых типах растительных сообществ. Контрольное полевое определение 35 видов сосудистых растений и 10 видов мхов; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии.
20 Полевой (Альгология и микология): Лекция, включающая обсуждение особенностей Белого моря и сравнение его с Черным. Экскурсия на литораль с целью сбора водорослей-макрофитов. Разбор собранного материала и демонстрация определительных признаков, описание основных жизненных циклов собранных представителей. Экскурсии в таежный лес для сбора образцов макромицетов, слизевиков, а также лихенизированных грибов. Разбор и обсуждение собранного материала с демонстрацией определительных признаков. Экскурсия в интразональные тундровые сообщества для демонстрации видового разнообразия и определительных признаков лихенизированных грибов. Обсуждение роли лишайников в тундровых фитоценозах. Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка, устный опрос по лекционному материалу
21 Полевой (Гидробиология). Лекции: по особенностям арктических водоемов и водных сообществ, по экологии Белого моря. Экскурсии: малая река (сообщества: эпиритраль, рипаль, пелаль), ручей (креналь), озеро, малый стоячий водоем, Белое море. Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ
22 Полевой (Энтомология) Сбор насекомых и пауков в основных биотопах таёжной зоны: сосново-еловой тайге, пойменном лугу, болотном сообществе и приморском лугу. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии.
23 Полевой (Ботаника высших растений) Особенности опыления и расселения растений в зонах северной тайги и тундры. Сравнение репродуктивной экологии растений северной тайги и подмосковных хвойных лесов. Типы эндозоохорных диаспор и классификация взаимоотношений птиц и растений по В.А. Нечаеву. Гидрохория болотных растений и ее отличия от растений открытой воды. Знакомство с репродуктивной биологией отдельных групп растений, характерных для данной зоны либо обильных в ней (вересковые). Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений.
24 Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. Отчет по практике

Примеры тем самостоятельных работ по предметам

Раздел зоология позвоночных

  1. Приуроченность видового разнообразия птиц к определенным местообитаниям.
  2. Зональная изменчивость видового разнообразия птиц.
  3. Зональная изменчивость видового разнообразия млекопитающих.
  4. Зональная изменчивость видового состава земноводных и пресмыкающихся.
  5. Позвоночные животные лесных местообитаний разных природных зон.
  6. Позвоночные животные околоводных местообитаний разных природных зон.
  7. Позвоночные животные открытых местообитаний разных природных зон.
  8. Позвоночные животные антропогенных ландшафтов разных природных зон.

Раздел геоботаника

  1. Оценка биологического разнообразия основных типов растительных сообществ стоянок Зональной практики (число видов, индексы разнообразия)
  2. Характеристика основных типов растительных сообществ стоянок Зональной практики растит с привязку их к синтаксонам высшего ранга по системе Браун-Бланке;
  3. Редкие охраняемые растения и их распространение на территории ООПТ;
  4. Локальные флоры: разнообразие и антропогенная трансформация.
  5. Самостоятельное провидение маршрутного исследования территории с выбором точек составления геоботанических описаний.
  6. Сбор, сушка и этикетирование гербария.

Раздел альгология и микология

  1. Подготовка аннотированного списка грибов и грибоподобных организмов исследуемой территории.
  2. Биота водорослей-макрофитов литорали и штормовых выбросов Черного и Белого морей.
  3. Лихенобиота интразональных тундровых сообществ.
  4. Биота миксомицетов сухих субтропических лесов.
  5. Изучение видового разнообразия нивальных миксомицетов интразональных тундровых сообществ.
  6. Составление описания образцов грибов различных таксономических групп.
  7. Подготовка научного гербария грибов различных эколого-трофических групп грибов, водорослей и лишайников.

Раздел гидробиология

  1. Сравнение пресноводных сообществ макрозообентоса сходного типа (например, кренали) Кавказа, степной зоны и Кольского п-ова.
  2. Сравнение мелководных сообществ макробентоса Черного и Белого моря.
  3. Сравнение фауны одного макротаксона (например, бокоплавов) водоемов Кавказа, степно зоны и Кольского п-ова

Раздел ботаника высших растений

  1. Состав опылителей у Aristolochia clematitis, растения с цветком-ловушкой, в разных природных зонах
  2. Миксокарпия и миксоспермия у растений разных природных зон и различных экотопов
  3. Разнообразие и закономерности распространения зоохорных плодов на трех точках зональной практики.

Раздел энтомология

  1. Составление списков насекомых, встречавшихся в разных биотопах.
  2. Сравнение населения пауков травостоя лугов в каждой природной зоне (методом количественного кошения).
  3. Сравнение населения герпетобия лесных сообществ в каждой природной зоне методом почвенных ловушек.
  4. Сравнение улова при помощи чашек Мерике в сходных биотопах каждой природной зоны.
  5. Фауна насекомых мелких отрядов разных природных зон.
  6. Население пауков основных зональных сообществ каждой природной зоны.
  7. Исследование населения членистоногих почвы в лесных сообществах разных природных зон с помощью биоценометра.
  8. Синантропные членистоногие в разных природных зонах.

Проведение зачётов по предметам практики

Раздельный зачет проводится по каждому из предметов на каждом из трёх этапов практики.

  • зоология позвоночных: на каждом этапе практики (1) от учебной группы подготавливается аннотированный список со всеми встреченными видами позвоночных животных, оформленные карточки маршрутных учетов птиц и карточки отлова мелких млекопитающих; (2) индивидуально, на зачетной экскурсии студент должен продемонстрировать знание позвоночных, показанных ему в ходе экскурсий по внешнему виду, голосам, следам жизнедеятельности. При встрече незнакомого вида показать умение самостоятельного определения по справочной литературе 10-15 видов для каждого студента (в зависимости от обилия в день экскурсии). Семинар по экологии (знать особенности сообществ соответствующего региона, уметь сопоставлять особенности местообитаний и экологии обитающих там видов.
  • геоботаника: на каждом этапе практики (1) от учебной группы подготавливается начисто переписанный дневник с геоботаническими описаниями и гербарий; (2) индивидуально, на зачетной экскурсии студент должен продемонстрировать знание высших растений, показанных ему в ходе полевой экскурсии или по за ранение подготовленной коллекции. По итогам этапа практики проводится устный опрос на знание структуры растительного покрова территории и общих понятий геоботаники (проводится с каждым студентом индивидуально или со всей группой в виде диалога – по желанию).
  • микология и альгология: во время каждой промежуточной аттестации студент должен показать знание грибов, водорослей и грибоподобных организмов, продемонстрированных ему в ходе экскурсий. Он должен свободно владеть знаниями об их таксономической принадлежности, особенностях экологии, жизненного цикла, а также строении вегетативных и генеративных структур. Кроме того, от группы предоставляется общий список видов, в котором указываются все встреченные во время экскурсий виды, места их обнаружения, а также тип субстрата на котором они были найдены. Для грибов-фитопатогенов обязательно указывается растение-хозяин и, при необходимости, стадия развития.
  • гидробиология: зачет по идентификации макрозообентоса (около 40 таксонов на каждом этапе практики). Семинар по экологии сообществ (знать особенности разных типов сообществ соответствующего региона, уметь сопоставить особенности условий среды, фауны и сообществ макробентоса, проводить сравнительный анализ разных водоемов и сообществ).
  • энтомология: назвать (узнать) на основе фиксированного материала основные группы насекомых и пауков, населяющие основные сообщества каждой природной зоны (по четыре в каждой зоне). Знать, в каких типах сообществ встречаются указанные преподавателем насекомые и пауки. Знать экологию некоторых массовых видов насекомых. Знать, какими методами собирать те или иные группы членистоногих. Уметь в сообществе находить и узнавать семейства и рода пауков по их сетям, а насекомых: древогрызущих, листогрызущих, роющих и общественных – по следам их жизнедеятельности.
  • высшие растения: студент должен уметь самостоятельно провести морфологический анализ строения цветка и генеративной диаспоры по выбору преподавателя; составить их грамотное описание; на основе морфологических признаков дать заключение о типах опыления и расселения данного растения; уметь обосновать свое мнение.
  • По завершению практики студентами готовится и защищается отчет. Отчет содержит материалы подготовительного этапа практики, учебных и самостоятельных маршрутов, результаты исследований, выполненных студентами.

Литература

Раздел зоология позвоночных

а) основная литература:

Земноводные и пресмыкающиеся:

  1. Ананьева Н. Б., Борки Л. Я., Даревский И. С., Орлов Н. Л., 1998. Земноводные и пресмыкающиеся. М.: AFB. 576 с.
  2. Банников А. Г., Даревский И. С., ИщенкоВ. Г. Рустамов А. К. Щербак Н. Н., 1977. Определитель земноводных и пресмыкающихся СССР. М.: Просвещение, 415 с.

Млекопитающие:

  • Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г., 1990. Следы в природе. М: Наука 296 с.
  • Формозов А.Н., 1989. Спутник следопыта. М.: Издательство Московского университета. 314 с.
  • Павлинов И. Я., 2002. Краткий определитель наземных зверей России. М.: Издательство Московского университета. 314 с.
  • Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Варшавский А.А., Борисенко А.В., 2002. Наземные звери России. М.:КМК. 166 с.

Птицы:

  • Флинт В.Е. 2001. Птицы Европейской России. Полевой определитель. Москва. Союз охраны птиц России. Алгоритм. 224 с.
  • Рябицев В. К. Птицы Сибири в 2 т. Москва-Екатеринбург: кабинетный ученый. Том 1- 438 с. Т 2 452 с.
  • Михеев А.В., 1955. Определитель птичьих гнёзд. М.:Учпедгиз.

б) дополнительная литература:

  1. Кузьмин С. Л., 2012. Земноводные бывшего СССР. Издание второе, переработанное. Москва, Товарищество научных изданий КМК, 370 с.
  2. Ананьева Н. Б., Орлов Н. Л., Халиков Р. Г., Даревский И. С., Рябов С. А., Барабанов А. В.,2004. Атлас пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическое распространение и природоохранный статус). Санкт-Петербург, Зоологический институт РАН., 232 с.
  3. Соколов В.Е., Павлов В.Н., Гришина Л.А., Орлов Д.С., 1969. По природным зонам. Москва: Изд-во МГУ, 251с.
  4. Промптов, А.Н. 1957. Птицы в природе. — М.: Учпедгиз. 443 с.
  5. Биоразнообразие полуострова Абрау: Сб. науч. тр. / Под ред. О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2002. с.
  6. Бёме Р.Л., Банин Б.А., 2001. Горная авифауна южной палеарктики. М: Издательство Московского университета. 255 с.
  7. Мальчевский А.С., 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц. Л.: Изд-во ЛГУ.
  8. Svenson L. 2009, Collins birds guide. London. Harper Collins Publishers Ltd. 448 p.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Аудиозаписи голосов птиц сделанные И. Д. Никольским и А. С. Рубцовым.
  2. Аудиозаписи голосов птиц с комментариями Н.Н. Гуртового.
  3. http://research.amnh.org/vz/herpetology/amphibia/index.php
  4. https://www.xeno-canto.org

Раздел геоботаника

а) основная литература:

  1. Атлас: Краснодарский край. Республика Адыгея. Минск, 1996. 48 с.
  2. Биоразнообразие полуострова Абрау: Сб. науч. тр. / Под ред. О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2002. с.
  3. Геоботаническое районирование СССР. М.-Л., 1947.
  4. Геоботаническое районирование Нечерноземья европейской части РСФСР. Л., 1989.
  5. Гребенщиков О. С., Шанина А. А., Белоновская Е. А. Леса крайней западной части Большого Кавказа / Биота экосистем Большого Кавказа. М., Наука, 1990. С. 63–83.
  6. Карта зоны и типы поясности России и сопредельных территорий
  7. Ландшафтное и биологическое разнообразие Северо-Западного Кавказа: Сб. науч. тр. / Под. ред. К. Б. Гонгальского, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. – М.: Географический факультет МГУ, 2007. – 184 с.
  8. Литвинская С. А. Растительность Черноморского побережья России (Средиземноморский анклав). Краснодар, 2004. 118 с.
  9. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с.
  10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа, 2012.
  11. Методы изучения лесных сообществ. СПБ. 2002.
  12. Определитель сосудистых растений центра Европейской части России / И.А.Губанов, К.В.Киселева, В.С.Новиков, В.Н.Тихомиров. 2. изд. — М.: Аргус, 1995. — 560 с.
  13. Полевая геоботаника. III. Л., 1964,
  14. Природа полуострова Абрау (ландшафты, растительность и животное население): Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Иванова, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2000. –142 с.
  15. Раменская М.Л., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л. 1982.
  16. Ярошенко П.Д. Геоботаника. М.: Просвещение. 1969.

б) дополнительная литература:

  1. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
  2. Гроссгейм А. А. Определитель растений Кавказа. М.: Сов. наука, 1949. 748 с.
  3. Зернов А. С. Растения Северо-Западного Закавказья. М.: Изд-во МГПУ, 2000. 130 с.
  4. Зернов А. С. Определитель сосудистых растений севера Российского Причерноморья. М.: КМК, 2002. 283 с.
  5. Зернов А. С., Суслова Е. Г., Сухоруков А. П. Материалы к флоре Российского Западного Кавказа // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2002. Т. 107, вып. 2. С. 62–63.
  6. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных государств (карта масштаба 1 : 10 000 000). М.. 1999. 
  7. Камелин Р. В. Восточно-древнесредиземноморские мезоксерофильные и ксерофильные листопадные леса, редколесья и кустарники (шибляк).//Тр. Ботанического Ин-та им. В. Л. Комарова, 1995, вып. 17. С. 26-46
  8. Косенко И. С. Определитель высших растений Северо-Западного Кавказа и Предкавказья. М.: Колос. 1970. 614 с.
  9. Красная книга Мурманской области. Мурманск, 2003.  400 с.
  10. Лебедева Н.В. и др. Биологическое разнообразие. М., 2004.
  11. Красная книга Краснодарского края. 2018. Краснодар..
  12. Малеев В. П. Растительность района Новороссийск-Михайловский перевал и ее отношение к Крыму // Зап. гос. Никитского бот.сада. Т. XIII. Вып.2. 1931.174 с.
  13. Нешатаев Ю.Н. Методы анализа геоботанических описаний. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1987. 192 с.
  14. Полевая геоботаника. Т.5.  Под ред. Е.М. Лавренко, А.А.Корчагина. Л.: Наука. 1976.
  15. Природа полуострова Абрау (ландшафты, растительность и животное население): Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Иванова, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2000. 142 с.
  16. Работнов Т.А. Фитоценология — М.: Изд-во МГУ, 1992. 352 с.
  17. Раменский Л.Г. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному покрову. М.: Сельхозгиз. 1956.
  18. Труды Кандалакшского заповедника. Вып. VII. Ботанические исследования. – Мурманск: кн. изд-во, 1969.

в) программное обеспечение

  1. пакет статистических программ (STATISTICA);
  2. Past 3.x — the Past of the Future (программа для подсчета индексов и сравнения) http://folk.uio.no/ohammer/past/index.html;
  3. Turboveg (программа для набивания геоботанических описаний в базу данных) http://www.synbiosys.alterra.nl/turboveg/downloads/TvsetupRussia.exe.

Раздел альгология и микология

а) основная литература:

  1. Благовещенская Е.Ю. Фитопатогенные микромицеты. Учебный определитель. М.: Ленанд. 2015. 240 с.
  2. Домбровская А.В., Шляков Р.Н. Лишайники и мхи севера европейской части СССР. Краткий определитель. Л: НАУКА. 1967. 182 с.
  3. Дунаев Е.А., Барсукова Т.Н. Рогатиковые грибы Подмосковья. М.: МосгорСЮН. 1999. 40 с.
  4. Мучник Е.Э., Инсарова И.Д., Казакова М.В. Учебный определитель лишайников Средней России. Рязань. 2011. 360 с.
  5. Ниемеля Т. Трутовые грибы Финляндии и прилегающей территории России // Norrlinia. Vol. 8. 2001. P. 1-120.
  6. Переведенцева Л.Г. Определитель грибов (агарикоидные базидиомицеты). М.: Товарищество научных изданий КМК. 2015. 119 с.
  7. Лессо Т. Грибы. М.: АСТ., Астрель. 2003. 304 с.
  8. Ahti T., Sternros S., Moberg R. Cladoniaceae // Nordic lichen flora. Vol. 5. 2013. 115 p.
  9. Milchakova N. Marine plants of the Black Sea. An illustrated field guide. 2011. Sevastopol: DigitPrint. 144 p.
  10. Pegler D.N., Læssøe T., Spooner B.M. British puffballs, earthstars and stinkhorns. An account of the British gasteroid fungi. Kew: Royal Botanic Gardens. 1995. 255 p
  11. Ryvarden L., Melo I. Poroid fungi of Europe // Synopsis Fungorum. Vol. 31. 2014. P. 1-455.
  12. Sternroos S., Velmala S., Pykälä J., Ahti T. Lichens of Finland // Norrlinia. Vol. 30. 2016. 896 p.

б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Lado, C. (2005-2019). An on line nomenclatural information system of Eumycetozoa. Real Jardín Botánico, CSIC. Madrid, Spain. http://www.nomen.eumycetozoa.com.
  2. Guiry, M.D., Guiry, G.M. 2019. AlgaeBase. World-wide electronic publication, National University of Ireland, Galway. https://www.algaebase.org.
  3. The Index Fungorum database http://www.indexfungorum.org/names/names.asp

Раздел гидробиология

а) основная литература:

  1. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России. М. КМК. 2011.
  2. Определитель зоопланктона и зообентоса пресных вод Европейской России. Том 2. Зообентос. М.: КМК, 2016.
  3. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 1. Низшие беспозвоночные. СПб.:  ЗИН РАН, 1994. Т. 2. Ракообразные. СПб.:  ЗИН РАН. 1995. Т. 3. Паукообразные. Низшие насекомые. СПб.:  ЗИН РАН, 1997. Т. 4. Высшие насекомые (Двукрылые). СПб.:  ЗИН РАН, 1999. Т. 5. Высшие насекомые (Ручейники, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Сетчатокрылые, Большекрылые, Перепончатокрылые). СПб.: Наука, 2001. Т. 6. Моллюски, Полихеты, Немертины. СПб.: Наука, 2004

б) дополнительная литература:

  1. Вершинин А. Жизнь Черного Моря. М.: «МакЦентр», 2003; 2-е издание — Москва, Краснодар: Когорта, 2007.
  2. Канюкова Е.В. Водные полужесткокрылые насекомые фауны России и сопредельных стран. Владивосток: Дальнаука, 2006.
  3. Определитель фауны Черного и Азовского морей. Киев: Киевская книжная фабрика, 1968-1972.
  4. Скворцов В.Э. Стрекозы Восточной Европы и Кавказа: Атлас-определитель. М.: КМК, 2010.
  5. Тесленко В.А., Жильцова Л.А. Определитель веснянок России и сопредельных стран. Имаго и личинки. Владивосток. Дальнаука. 2009.
  6. Флора и фауна Белого моря. М.: КМК, 2010.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.hydro.bio.msu.ru.

Раздел энтомология

а) основная литература:

  1. Вестхайде В., Ригер Р. (ред.). Зоология беспозвоночных. В 2 томах. М.: КМК. 2008.
  2. Горностаев Г. Н. Насекомые СССР М.: «Мысль», 1970. 372 с.
  3. Горностаев Г. Н. 1999. Определитель отрядов и семейств насекомых

фауны России. М.: ИК «Логос»

  • Крыжановский О. Л. Состав и распространение энтомофаун земного шара. М.: КМК. 2002. 241 с.
  • Панфилов Д.В. ‘В мире насекомых’ — Москва: Лесная промышленность, 1969 — с.128
  • Рупперт Э., Фокс Р., Барнс Р. Зоология беспозвоночных. В 4 томах. М.: Академия2008.
  • Сейфулина Р.Р., Карцев В.М. Пауки средней полосы России: атлас-определитель с обзором биологии пауков. М.: Фитон+, 2011. 608 с.
  • Сейфулина Р.Р., Карцев В.М. Пауки европейской части России: карманный справочник. М.: Фитон+, 2017. 432 с.
  • Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. Прага: Артия, 1977. 560 с.
  • Фауна наземных беспозвоночных Кавказа. М.: Наука. 1990

б) дополнительная литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. М.: Мысль, 1990.— 462 с.
  2. Скворцов В.Э. Стрекозы Восточной Европы и Кавказа: Атлас-определитель. М. КМК. 2010.
  3. Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол.: В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: АСТ: Астрель, 2001. — 862 с
  4. Определители насекомых Европейской части СССР (в 5

томах). Под ред. Бей-Биенко Г.Я. М-Л.: Издательство «Наука» Москва; Ленинград: 1964

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.entomology.ru;
  2. www.zin.ru/DioDiv/bd-phot.htm (фотогалерея «Биоразнообразие России»)
  3. https://araneae.nmbe.ch/

Раздел ботаника высших растений

а) основная литература:

  1. Борзова И.А., Самсель Н.В., Тимонин А.К., Тихомиров В.Н., Чистякова О.Н. Учебное пособие к летней практике по ботанике: введение в гербаризацию и определение высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 73 с.
  2. Вехов В.Н., Лотова Л.И., Филин В.Р. Учебное пособие к летней практике по ботанике. Систематика высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 235 с.Девятов А.Г. Репродуктивная экология семенных растений: Учебное пособие к летней практике по ботанике / Под ред. А.К. Тимонина. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 108 с.
  3. Демьянова Е. И. Антэкология: учеб. пособие по спецкурсу / Е. И. Демьянова; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. – 116 с.
  4. Зернов А.С. Определитель сосудистых растений севера Российского Причерноморья. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2002. – 283 с.
  5. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с.
  6. Летняя учебно-производственная практика по ботанике. Ч. 3. Чубатова Н.В. Морфология вегетативных органов цветковых растений / под ред. А.К. Тимонина. М.: Изд-во каф. высших растений биол. ф-та Моск. ун-та, 2006. 114 с.
  7. Раменская М.А., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. – Ленинград: Наука, 1982. – 432 с.
  8. Тихомиров В.Н. Учебное пособие к летней практике по ботанике: экология высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 74 с.

б) дополнительная литература:

  1. Девятов А.Г., Кожин М.Н. Этимологический словарь латинских названий растений природной флоры районов зональной практики студентов II курса Биологического факультета МГУ. М.: Издание Биологического ф-та МГУ, 2017. 204 с.
  2. Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А. Основные термины и понятия современной биоморфологии растений. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1993. — 149 с.
  3. Киселева К.В., Майоров С.Р., Новиков В.С. Флора средней полосы России. Атлас-определитель / М.: ЗАО «Фитон+», 2010. — 544 с., с илл.
  4. Левина Р.Е. Морфология и типы плодов. Ульяновск, 1974. 32 с.
  5. Левина Р.Е. Морфология и экология плодов Л., 1987. 164 с.
  6. Определитель сосудистых растений центра Европейской части России / И.А.Губанов, К.В.Киселева, В.С.Новиков, В.Н.Тихомиров. 2. изд. — М.: Аргус, 1995. — 560 с.
  7. Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений. М.: Гос. изд-во «Советская наука». М., 1952. 391 с.
  8. Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М.: Гос. Изд-во «Высшая школа», 1962. 378 с.
  9. Тимонин А.К. Ботаника: в 4 т. Т.З: Высшие растения.-М.:Изд.Центр Академия, 2007.-352 с.
  10. Фегри К., Пэйл Л. ван дер. Основы экологии опыления / Пер. с англ. Л. В. Ковалевой, Э. Л. Миляевой; под ред. А. П. Меликяна. М., 1982. 379 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://herba/departments/higher-plants/study.html;
  2. http://herba/biostation/index.html
  3. https://www.inaturalist.org/

Составители:
Леонид Петрович Корзун (заведующий кафедрой зоологии позвоночных), Владимир Владимирович Шахпаронов (кафедра зоологии позвоночных), Михаил Николаевич Кожин (кафедра экологии и географии растений), Владимир Иванович Гмошинский (кафедра альгологии и микологии), Михаил Витальевич Чертопруд (кафедра гидробиологии), Мария Евгеньевна Площинская (кафедра высших растений), Андрей Григорьевич Девятов (кафедра высших растений), Федор Александрович Мартыновченко (кафедра энтомологии).