Учебная зональная практика после 2-го курса
Зональная практика была впервые проведена летом 1960 года Владимиром Евгеньевичем Соколовым. И представляла собой путешествие от Москвы до Черного моря по разным природным зонам. Основными предметами на практике были Зоология позвоночных и Геоботаника. Однако, в связи с временными трудностями, после 1967 года её не проводили более 40 лет. В 2012 году практика была восстановлена для студентов 2 курса, хотя и по другому маршруту. Студенты начинали занятия на Юге у Черного моря, а затем двигались на Север до Белого моря с остановкой в зоне широколиственных лесов. С 2013 года на практику начали ездить практически все полевые кафедры биологического факультета, а с 2015 года остановка в широколиственных лесах была сменена на остановку в зоне степей. Таким образом, практика стала представлять собой логическое продолжение Звенигородской практики, унаследовав многие её традиции, в том числе, составление отчетов по практике, которые являются аналогом самостоятельных работ. Отличительной чертой этой практики является комплексный взгляд на экосистему, поэтому на каждой стоянке студенты проходят 6 предметов: «Зоология позвоночных» и «Геоботаника», «Микология, альгология» и «Гидробиология», «Ботаника высших растений» и «энтомология».
Целью практики является ознакомление студентов с биоразнообразием живых организмов разных природных зон — объектами изучения ботаники (грибами, слизевиками, водорослями, высшими растениями) и зоологии (беспозвоночными и позвоночными животными), их экологией и морфологией, а также с функционированием биогеоценозов как структурных элементов биосферы. Но кроме этого важнейшая задача практики — обучение студентов навыкам организации работы и жизнеобеспечения в полевых условиях, что особенно актуально на безграничных просторах нашей Родины.
Период проведения практики: конец мая – июнь.
Этапы практики, их последовательность и продолжительность (не считая времени переезда между этапами практики). Практика проводится в три последовательных этапа, соответствующих природным зонам:
- Зона сухих субтропиков, черноморское побережье Кавказа, Краснодарский край – 11 дней.
- Зона степи и лесостепи на границе Ростовской и Воронежской области – 8 дней.
- Подзона северной тайги, интразональные тундровые сообщества, Мурманская область – 10 дней.
Конкретное место проведения каждого из этапов практики может изменяться в зависимости от организационных обстоятельств.
Материально-техническое обеспечение учебной практики
В связи с тем, что одной из задач полевой зональной практики является обучение студентов работе в полевых условия, то проживание (за исключением пребывания на территории Кандалакшского заповедника) и работа осуществляется на базе палаточного лагеря, для чего предоставлены 4-местные палатки для проживания и 12-местные палатки и тенты для камеральной работы. Также для камеральной работы есть складные столы и лавки. Электроэнергию обеспечивает инверторный бензогенератор мощностью 1 кВт. Свет после захода солнца обеспечивают светодиодные прожекторы и лампы. В период прохождения практики в Утришском заповеднике поддержка практики осуществляется Утришской Морской станцией ИПЭЭ РАН. В период прохождения практики в зоне степей на границе Ростовской и Воронежской областей осуществляется поддержка за счет собственных служб Московского университета, в частности выделяется машина транспортной поддержки и полевая кухня. В период пребывания практики на территории Кандалакшского заповедника прохождение практики активно поддерживается заповедником: выделяются домики на кордонах заповедника для проживания и лабораторной работы, выделяются лодки для перевозки личного состава во время проведения исследований на островах архипелагов «Порья губа» и «Лувеньгский архипелаг».
Программа практики по этапам проведения
Практика по каждому предмету включает экскурсионную часть и самостоятельные работы, проводимые во всех охватываемых природных зонах в сравнительном ключе.
№ п/п | Содержание занятий по этапам практики | Отчётность |
ЗОНА СУХИХ СУБТРОПИКОВ | ||
1 | Подготовительный период: (1)постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности, и по оказанию первой помощи пострадавшим, обеспечение учебных групп аптечками первой помощи; (3) вводная лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ зоны сухих субтропиков и места постановки лагеря, особенностях Черного моря, механизмах формирования приливов; (4) составление детального плана работ; проверка работоспособности и настройка оборудования. | Устный опрос. Выполнение контрольных упражнений |
2 | Полевой (Зоология позвоночных). Лекции: (1) особенности герпетофауны сухих субтропиков Черноморского побережья Кавказа с демонстрацией основных представителей; (2) особенности фауны рукокрылых черноморского побережья Кавказа; (3) следы жизнедеятельности млекопитающих. Экскурсии, в том числе раннеутренние, нацеленные на исследование фауны позвоночных в (1) лесные местообитания: широколиственный лес (буково-грабовый, дубовый, можжевелово-фисташковое редколесье, хвойный лес (сосняк)), (2) местообитания открытых пространств (остепнённые луга и поляны на вершинах гор), (3) околоводные местообитания вдоль горных речек, ручьёв, стоячих водоёмов, береговой линии Черного моря, (4) антропогенные ландшафты малых населённых пунктов. Обучение методикам учета птиц с упором на метод Финских линейных трансект и проведение минимум 3х маршрутных учетов. Методы учета численности млекопитающих: постановка живоловок, ловчая канавка или заборчик. Постановка ловчих сетей на птиц и рукокрылых. | Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии. |
3 | Полевой (Геоботаника): Лекции (1) вводная лекция по физической географии и геоботанике. Краткая информация об особенностях геологического строения. Климат территории. Типы воздушных масс, средние температуры за самые теплый и холодный месяца. Количество осадков. Ветра. Положение территории в климатическом поясе. Положение территории в ботанико-географическом районировании (какая природная зона, и какой тип высотной поясности). Основные сведения о природной зоне в целом и конкретно о том секторе, в котором находится стоянка практики. (2) Основные сведения о зональных растительных сообществах. Структура и состав (основные группы видов и основные ж.ф.). Эдификаторные группы растений. Ареалы видов и родов основных представителей зональных растительных сообществ. Краткая характеристика их биологии. Тип высотно-поясного спектра стоянки. Перечислить пояса и рассказать, как они отличаются, на какой высоте проходят границы смен. Краткое резюме по закономерностям растительного покрова. (3) Сбор ботаническое информации: как и зачем закладывать гербарий и делать геоботанические описания. Основы гербарного дела. Правила сушки растений и их возможные модификации. Порядок составления этикеток для гербария и возможные формы ведения записей. Основные принципы составления геоботанических описаний. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты. В качестве учебных задач выполняется не менее трех геоботанических описаний в: (1) широколиственном (буково-грабовом) лесу, (2) редколесье (шибляке), (3) на лугу или на остепненной поляне. В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы. | Контрольное определение 70 видов сосудистых растений в ходе полевой экскурсии или по коллекции; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии. |
4 | Полевой (Альгология и микология). Вводная, об особенностях формирования альгофлоры Черного моря. Сбор водорослей-макрофитов как из штормовых выбросов, так и поверхности прибрежных камней на небольшой глубине. Разбор материала с демонстрацией основных определительных признаков и методов гербаризации. Лекция об особенностях таксономии и морфологии основных групп грибов и грибоподобных организмов. Экскурсия и сбор материала в широколиственном лесу. Разбор собранного материала, демонстрация основных определительных признаков собранных организмов. Демонстрация основных методов гербаризации, фиксации и прижизненного описания собранных объектов. | Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка, устный опрос по лекционному материалу |
5 | Полевой (Гидробиология). Лекции: по географической изменчивости водоемов, по систематике водных насекомых и высших ракообразных, по различию морских и пресноводных сообществ, экологии Черного моря. Экскурсии: горная река (сообщества: эпиритраль, рипаль), ручей (креналь), малый стоячий водоем, Черное море. | Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ |
6 | Полевой (Энтомология). Сбор насекомых и пауков в основных биотопах субтропической зоны: влажном широколиственном (грабовом) лесу, сухом хвойно-мелколиственном лесу, ксерофитном горном сообществе и луговом сообществе. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. | Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии. |
7 | Полевой (Ботаника высших растений) Знакомство с терминологией репродуктивной экологии растений. Поиск и идентификация растений, опыляемых пчелами (мелитофильных), бабочками (психофильных и фаленофильных), двукрылыми (мелитофильных) и ветром (анемофильных). Морфологические типы генеративных диаспор по Otto, 2002. Поиск и идентификация диаспор растений, распространяемых ветром (анемохорных), животными (зоохорных), разбрасывающих диаспоры (баллистохорных и автохорных). Знакомство с особенностями опыления и расселения растений из разных ярусов многоярусных растительных сообществ (буково-грабовых лесов, можжевелово-фисташковых редколесий). Знакомство с репродуктивной биологией отдельных групп растений, характерных для данной зоны либо обильных в ней (орхидные, кутровые, заразиховые, омела и др.). | Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений. |
8 | Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. | Отчет по практике |
ЗОНА СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ | ||
9 | Подготовительный период: (1) постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности и особенностям оказания первой помощи в аридных условиях, проверка и доукомплектование аптечек первой помощи учебных групп; (3) лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ зоны степи и лесостепи, а также места постановки лагеря; (4) составление детального плана работ, проверка работоспособности и настройка оборудования. | Устный опрос. Выполнение контрольных упражнений |
10 | Полевой (Зоология позвоночных). Лекция по земноводным и пресмыкающимся степной зоны (с демонстрацией материала). Полевые, в том числе раннееутренние, экскурсии в (1) открытые местообитания — степные участки и пойменные луга, (2) лесные местообитания: пойменные и байрачные леса, лесопосадки, (3) Околоводные местообитания равнинная реки и пойменные водоёмы (4) антропогенные ландшафты малых населённых пунктов степной зоны. Экскурсия на поселение сурков. Учеты птиц в степи и пойменном лесу. Постановка паутинных сетей и живоловок в лесополосе и на остепнёрнных участках. | Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии. |
11 | Полевой (Геоботаника). Лекции (1) вводная лекция по физической географии. Краткая информация об особенностях геологического строения и климат территории. Положение территории в ботанико-географическом районировании (какая природная зона, и какой тип высотной поясности). (2) Особенности степной зоны России. Разнообразие степей и степных растений, жизненных форм и адаптаций. Основные отличия степи от прочих сообществ поликарпических многолетников. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты. В качестве учебных задач выполняется не менее трех геоботанических описаний в: (1) байрачном или пойменном лесу, (2) степи и (3) пойменном лугу. В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы. | Контрольное полевое определение 50 видов; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии. |
12 | Полевой (Альгология и микология) Полевая экскурсия для сбора материала, включающая основные типы растительных сообществ: остепненные участки, лесополосы, пойменные лесные и луговые участки, опустыненные участки, выходы меловых пород, искусственные посадки сосен. Разбор собранного материала, демонстрация основных определительных признаков собранных организмов, обсуждение полученных результатов. | Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка |
13 | Полевой (Гидробиология). Лекции: по систематике водных моллюсков, по типологии пресноводных сообществ. Экскурсии: малая равнинная река (сообщества: эпиритраль, рипаль, пелаль), ручей (креналь), малый стоячий водоем. | Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ |
14 | Полевой (Энтомология). Сбор насекомых и пауков в основных биотопах степной зоны: степи, пойменном лесу, околоводном сообществе и на пойменном лугу. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. | Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии. |
15 | Полевой (Ботаника высших растений) Особенности опыления растений в степной зоне. Изучение специальных способов опыления: кантарофилии, гидрофилии. Функционирование цветков-ловушек и цветков-убежищ. Особенности расселения растений в степной зоне. Сравнение репродуктивной экологии растений степных и луговых участков. Различные репродуктивные стратегии паразитных и полупаразитных растений. Особенности опыления и распространения растений байрачных и пойменных широколиственных лесов в сравнении с причерноморскими лесами и дубравами средней полосы. Особенности опыления и распространения околоводных и водных растений. | Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений. |
16 | Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. | Отчет по практике |
ПОДЗОНА СЕВЕРНОЙ ТАЙГИ | ||
17 | Подготовительный период: (1) постановка лагеря, ознакомление с распорядком дня и составление графика дежурств; (2) инструктажи по технике безопасности и особенностям оказания первой помощи при пониженных температурах, проверка и доукомплектование аптечек первой помощи учебных групп; (3) лекция о физико-географических характеристиках и основных типах растительных сообществ подзоны северной тайги и зоны тундр, особенности Белого моря, особенностях места постановки лагеря; (4) составление детального плана работ, проверка работоспособности и настройка оборудования. | Устный опрос. Выполнение контрольных упражнений |
18 | Полевой (Зоология позвоночных). Экскурсии в (1) лесные местообитания: таёжный лес. (2) открытые местообитания – болота и горные тундры (3) околоводные местообитания: побережье Белого моря, рек и озёр (4) антропогенный ландшафт малых населённых пунктов севера. Методика учета птиц, гнездящихся на островах, описание гнезда. колонии морских птиц. Утренние учеты в северной тайге, и вдоль побережья, желательны учеты в горных тундрах, антропогенном ландшафте и мелколиственном лесу. Постановка живоловок в таёжном лесу и на приморском лугу. | Экскурсия с контрольным определением, составление аннотированных списков и карточек учетов, устный опрос по экологии |
19 | Полевой (Геоботаника). Лекции (1) вводная лекция по физической географии. (2) Особенности северной тайги. Основные доминаты растительного покрова с особым вниманием на разнообразие и участи криптогамной биоты в сложении фитоценозов. Особо охраняемые природные объекты стоянки практики. Кратко историю и что охраняют. Наиболее примечательные ботанические и геоботанические объекты. (3) Зональная тундра, горные тундры и тундрообразные сообщества. Разнообразие растительных сообществ и их отличия, таксономическое и типологическое разнообразие различных групп растений и лишайников. Основные отличия степи от прочих сообществ поликарпических многолетников. Полевые экскурсии, нацеленные на демонстрацию основных растительных сообществ района практики и с особым акцентом на специфику и уникальные черты; экскурсия в горные тундры, болотные комплексы и на приморские луга. В качестве учебных задач выполняется не менее четырех геоботанических описаний в: (1) горной тундре, (2) таежном лесу; (3) разнотравно-злаковом лугу, (4) болоте, (5) Березовое криволесье (по желанию). В ходе практики студенты осваивают сбор гербария и основные геоботанические методы в новых типах растительных сообществ. | Контрольное полевое определение 35 видов сосудистых растений и 10 видов мхов; оценка умения ведения полевого дневника и геоботанических описаний, оценка собранного гербария и его этикетирования, устный опрос по экологии. |
20 | Полевой (Альгология и микология): Лекция, включающая обсуждение особенностей Белого моря и сравнение его с Черным. Экскурсия на литораль с целью сбора водорослей-макрофитов. Разбор собранного материала и демонстрация определительных признаков, описание основных жизненных циклов собранных представителей. Экскурсии в таежный лес для сбора образцов макромицетов, слизевиков, а также лихенизированных грибов. Разбор и обсуждение собранного материала с демонстрацией определительных признаков. Экскурсия в интразональные тундровые сообщества для демонстрации видового разнообразия и определительных признаков лихенизированных грибов. Обсуждение роли лишайников в тундровых фитоценозах. | Контрольное определение собранного на экскурсии материала, составление общего аннотированного списка, устный опрос по лекционному материалу |
21 | Полевой (Гидробиология). Лекции: по особенностям арктических водоемов и водных сообществ, по экологии Белого моря. Экскурсии: малая река (сообщества: эпиритраль, рипаль, пелаль), ручей (креналь), озеро, малый стоячий водоем, Белое море. | Зачет по определению макробентоса, семинар по экологии сообществ |
22 | Полевой (Энтомология) Сбор насекомых и пауков в основных биотопах таёжной зоны: сосново-еловой тайге, пойменном лугу, болотном сообществе и приморском лугу. Сбор осуществляется энтомологическим кошением, вручную и другими методами, большинство собранных экземпляров фиксируются в спирте или в морилке, а после на энтомологических матрасиках. В лагере производится подробный разбор населения насекомых и пауков каждого сообщества. | Контрольное определение насекомых и пауков, контрольный отлов, устный опрос по экологии. |
23 | Полевой (Ботаника высших растений) Особенности опыления и расселения растений в зонах северной тайги и тундры. Сравнение репродуктивной экологии растений северной тайги и подмосковных хвойных лесов. Типы эндозоохорных диаспор и классификация взаимоотношений птиц и растений по В.А. Нечаеву. Гидрохория болотных растений и ее отличия от растений открытой воды. Знакомство с репродуктивной биологией отдельных групп растений, характерных для данной зоны либо обильных в ней (вересковые). | Составление морфологических описаний цветков и диаспор, устный опрос по репродуктивной экологии цветущих и плодоносящих растений. |
24 | Полевой (день углублённого изучения профильной дисциплины) Планирование и проведение полевых экскурсий в соответствии с выбранным профилем обучения (кафедрой), камеральная обработка полученных данных, обсуждение результатов. | Отчет по практике |
Примеры тем самостоятельных работ по предметам
Раздел зоология позвоночных
- Приуроченность видового разнообразия птиц к определенным местообитаниям.
- Зональная изменчивость видового разнообразия птиц.
- Зональная изменчивость видового разнообразия млекопитающих.
- Зональная изменчивость видового состава земноводных и пресмыкающихся.
- Позвоночные животные лесных местообитаний разных природных зон.
- Позвоночные животные околоводных местообитаний разных природных зон.
- Позвоночные животные открытых местообитаний разных природных зон.
- Позвоночные животные антропогенных ландшафтов разных природных зон.
Раздел геоботаника
- Оценка биологического разнообразия основных типов растительных сообществ стоянок Зональной практики (число видов, индексы разнообразия)
- Характеристика основных типов растительных сообществ стоянок Зональной практики растит с привязку их к синтаксонам высшего ранга по системе Браун-Бланке;
- Редкие охраняемые растения и их распространение на территории ООПТ;
- Локальные флоры: разнообразие и антропогенная трансформация.
- Самостоятельное провидение маршрутного исследования территории с выбором точек составления геоботанических описаний.
- Сбор, сушка и этикетирование гербария.
Раздел альгология и микология
- Подготовка аннотированного списка грибов и грибоподобных организмов исследуемой территории.
- Биота водорослей-макрофитов литорали и штормовых выбросов Черного и Белого морей.
- Лихенобиота интразональных тундровых сообществ.
- Биота миксомицетов сухих субтропических лесов.
- Изучение видового разнообразия нивальных миксомицетов интразональных тундровых сообществ.
- Составление описания образцов грибов различных таксономических групп.
- Подготовка научного гербария грибов различных эколого-трофических групп грибов, водорослей и лишайников.
Раздел гидробиология
- Сравнение пресноводных сообществ макрозообентоса сходного типа (например, кренали) Кавказа, степной зоны и Кольского п-ова.
- Сравнение мелководных сообществ макробентоса Черного и Белого моря.
- Сравнение фауны одного макротаксона (например, бокоплавов) водоемов Кавказа, степно зоны и Кольского п-ова
Раздел ботаника высших растений
- Состав опылителей у Aristolochia clematitis, растения с цветком-ловушкой, в разных природных зонах
- Миксокарпия и миксоспермия у растений разных природных зон и различных экотопов
- Разнообразие и закономерности распространения зоохорных плодов на трех точках зональной практики.
Раздел энтомология
- Составление списков насекомых, встречавшихся в разных биотопах.
- Сравнение населения пауков травостоя лугов в каждой природной зоне (методом количественного кошения).
- Сравнение населения герпетобия лесных сообществ в каждой природной зоне методом почвенных ловушек.
- Сравнение улова при помощи чашек Мерике в сходных биотопах каждой природной зоны.
- Фауна насекомых мелких отрядов разных природных зон.
- Население пауков основных зональных сообществ каждой природной зоны.
- Исследование населения членистоногих почвы в лесных сообществах разных природных зон с помощью биоценометра.
- Синантропные членистоногие в разных природных зонах.
Проведение зачётов по предметам практики
Раздельный зачет проводится по каждому из предметов на каждом из трёх этапов практики.
- зоология позвоночных: на каждом этапе практики (1) от учебной группы подготавливается аннотированный список со всеми встреченными видами позвоночных животных, оформленные карточки маршрутных учетов птиц и карточки отлова мелких млекопитающих; (2) индивидуально, на зачетной экскурсии студент должен продемонстрировать знание позвоночных, показанных ему в ходе экскурсий по внешнему виду, голосам, следам жизнедеятельности. При встрече незнакомого вида показать умение самостоятельного определения по справочной литературе 10-15 видов для каждого студента (в зависимости от обилия в день экскурсии). Семинар по экологии (знать особенности сообществ соответствующего региона, уметь сопоставлять особенности местообитаний и экологии обитающих там видов.
- геоботаника: на каждом этапе практики (1) от учебной группы подготавливается начисто переписанный дневник с геоботаническими описаниями и гербарий; (2) индивидуально, на зачетной экскурсии студент должен продемонстрировать знание высших растений, показанных ему в ходе полевой экскурсии или по за ранение подготовленной коллекции. По итогам этапа практики проводится устный опрос на знание структуры растительного покрова территории и общих понятий геоботаники (проводится с каждым студентом индивидуально или со всей группой в виде диалога – по желанию).
- микология и альгология: во время каждой промежуточной аттестации студент должен показать знание грибов, водорослей и грибоподобных организмов, продемонстрированных ему в ходе экскурсий. Он должен свободно владеть знаниями об их таксономической принадлежности, особенностях экологии, жизненного цикла, а также строении вегетативных и генеративных структур. Кроме того, от группы предоставляется общий список видов, в котором указываются все встреченные во время экскурсий виды, места их обнаружения, а также тип субстрата на котором они были найдены. Для грибов-фитопатогенов обязательно указывается растение-хозяин и, при необходимости, стадия развития.
- гидробиология: зачет по идентификации макрозообентоса (около 40 таксонов на каждом этапе практики). Семинар по экологии сообществ (знать особенности разных типов сообществ соответствующего региона, уметь сопоставить особенности условий среды, фауны и сообществ макробентоса, проводить сравнительный анализ разных водоемов и сообществ).
- энтомология: назвать (узнать) на основе фиксированного материала основные группы насекомых и пауков, населяющие основные сообщества каждой природной зоны (по четыре в каждой зоне). Знать, в каких типах сообществ встречаются указанные преподавателем насекомые и пауки. Знать экологию некоторых массовых видов насекомых. Знать, какими методами собирать те или иные группы членистоногих. Уметь в сообществе находить и узнавать семейства и рода пауков по их сетям, а насекомых: древогрызущих, листогрызущих, роющих и общественных – по следам их жизнедеятельности.
- высшие растения: студент должен уметь самостоятельно провести морфологический анализ строения цветка и генеративной диаспоры по выбору преподавателя; составить их грамотное описание; на основе морфологических признаков дать заключение о типах опыления и расселения данного растения; уметь обосновать свое мнение.
- По завершению практики студентами готовится и защищается отчет. Отчет содержит материалы подготовительного этапа практики, учебных и самостоятельных маршрутов, результаты исследований, выполненных студентами.
Литература
Раздел зоология позвоночных
а) основная литература:
Земноводные и пресмыкающиеся:
- Ананьева Н. Б., Борки Л. Я., Даревский И. С., Орлов Н. Л., 1998. Земноводные и пресмыкающиеся. М.: AFB. 576 с.
- Банников А. Г., Даревский И. С., ИщенкоВ. Г. Рустамов А. К. Щербак Н. Н., 1977. Определитель земноводных и пресмыкающихся СССР. М.: Просвещение, 415 с.
Млекопитающие:
- Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г., 1990. Следы в природе. М: Наука 296 с.
- Формозов А.Н., 1989. Спутник следопыта. М.: Издательство Московского университета. 314 с.
- Павлинов И. Я., 2002. Краткий определитель наземных зверей России. М.: Издательство Московского университета. 314 с.
- Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Варшавский А.А., Борисенко А.В., 2002. Наземные звери России. М.:КМК. 166 с.
Птицы:
- Флинт В.Е. 2001. Птицы Европейской России. Полевой определитель. Москва. Союз охраны птиц России. Алгоритм. 224 с.
- Рябицев В. К. Птицы Сибири в 2 т. Москва-Екатеринбург: кабинетный ученый. Том 1- 438 с. Т 2 452 с.
- Михеев А.В., 1955. Определитель птичьих гнёзд. М.:Учпедгиз.
б) дополнительная литература:
- Кузьмин С. Л., 2012. Земноводные бывшего СССР. Издание второе, переработанное. Москва, Товарищество научных изданий КМК, 370 с.
- Ананьева Н. Б., Орлов Н. Л., Халиков Р. Г., Даревский И. С., Рябов С. А., Барабанов А. В.,2004. Атлас пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическое распространение и природоохранный статус). Санкт-Петербург, Зоологический институт РАН., 232 с.
- Соколов В.Е., Павлов В.Н., Гришина Л.А., Орлов Д.С., 1969. По природным зонам. Москва: Изд-во МГУ, 251с.
- Промптов, А.Н. 1957. Птицы в природе. — М.: Учпедгиз. 443 с.
- Биоразнообразие полуострова Абрау: Сб. науч. тр. / Под ред. О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2002. с.
- Бёме Р.Л., Банин Б.А., 2001. Горная авифауна южной палеарктики. М: Издательство Московского университета. 255 с.
- Мальчевский А.С., 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц. Л.: Изд-во ЛГУ.
- Svenson L. 2009, Collins birds guide. London. Harper Collins Publishers Ltd. 448 p.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- Аудиозаписи голосов птиц сделанные И. Д. Никольским и А. С. Рубцовым.
- Аудиозаписи голосов птиц с комментариями Н.Н. Гуртового.
- http://research.amnh.org/vz/herpetology/amphibia/index.php
- https://www.xeno-canto.org
Раздел геоботаника
а) основная литература:
- Атлас: Краснодарский край. Республика Адыгея. Минск, 1996. 48 с.
- Биоразнообразие полуострова Абрау: Сб. науч. тр. / Под ред. О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2002. с.
- Геоботаническое районирование СССР. М.-Л., 1947.
- Геоботаническое районирование Нечерноземья европейской части РСФСР. Л., 1989.
- Гребенщиков О. С., Шанина А. А., Белоновская Е. А. Леса крайней западной части Большого Кавказа / Биота экосистем Большого Кавказа. М., Наука, 1990. С. 63–83.
- Карта зоны и типы поясности России и сопредельных территорий
- Ландшафтное и биологическое разнообразие Северо-Западного Кавказа: Сб. науч. тр. / Под. ред. К. Б. Гонгальского, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. – М.: Географический факультет МГУ, 2007. – 184 с.
- Литвинская С. А. Растительность Черноморского побережья России (Средиземноморский анклав). Краснодар, 2004. 118 с.
- Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа, 2012.
- Методы изучения лесных сообществ. СПБ. 2002.
- Определитель сосудистых растений центра Европейской части России / И.А.Губанов, К.В.Киселева, В.С.Новиков, В.Н.Тихомиров. 2. изд. — М.: Аргус, 1995. — 560 с.
- Полевая геоботаника. III. Л., 1964,
- Природа полуострова Абрау (ландшафты, растительность и животное население): Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Иванова, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2000. –142 с.
- Раменская М.Л., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л. 1982.
- Ярошенко П.Д. Геоботаника. М.: Просвещение. 1969.
б) дополнительная литература:
- Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
- Гроссгейм А. А. Определитель растений Кавказа. М.: Сов. наука, 1949. 748 с.
- Зернов А. С. Растения Северо-Западного Закавказья. М.: Изд-во МГПУ, 2000. 130 с.
- Зернов А. С. Определитель сосудистых растений севера Российского Причерноморья. М.: КМК, 2002. 283 с.
- Зернов А. С., Суслова Е. Г., Сухоруков А. П. Материалы к флоре Российского Западного Кавказа // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2002. Т. 107, вып. 2. С. 62–63.
- Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных государств (карта масштаба 1 : 10 000 000). М.. 1999.
- Камелин Р. В. Восточно-древнесредиземноморские мезоксерофильные и ксерофильные листопадные леса, редколесья и кустарники (шибляк).//Тр. Ботанического Ин-та им. В. Л. Комарова, 1995, вып. 17. С. 26-46
- Косенко И. С. Определитель высших растений Северо-Западного Кавказа и Предкавказья. М.: Колос. 1970. 614 с.
- Красная книга Мурманской области. Мурманск, 2003. 400 с.
- Лебедева Н.В. и др. Биологическое разнообразие. М., 2004.
- Красная книга Краснодарского края. 2018. Краснодар..
- Малеев В. П. Растительность района Новороссийск-Михайловский перевал и ее отношение к Крыму // Зап. гос. Никитского бот.сада. Т. XIII. Вып.2. 1931.174 с.
- Нешатаев Ю.Н. Методы анализа геоботанических описаний. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1987. 192 с.
- Полевая геоботаника. Т.5. Под ред. Е.М. Лавренко, А.А.Корчагина. Л.: Наука. 1976.
- Природа полуострова Абрау (ландшафты, растительность и животное население): Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Иванова, О. А. Леонтьевой, Е. Г. Сусловой. М.: Географический факультет МГУ, 2000. 142 с.
- Работнов Т.А. Фитоценология — М.: Изд-во МГУ, 1992. 352 с.
- Раменский Л.Г. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному покрову. М.: Сельхозгиз. 1956.
- Труды Кандалакшского заповедника. Вып. VII. Ботанические исследования. – Мурманск: кн. изд-во, 1969.
в) программное обеспечение –
- пакет статистических программ (STATISTICA);
- Past 3.x — the Past of the Future (программа для подсчета индексов и сравнения) http://folk.uio.no/ohammer/past/index.html;
- Turboveg (программа для набивания геоботанических описаний в базу данных) http://www.synbiosys.alterra.nl/turboveg/downloads/TvsetupRussia.exe.
Раздел альгология и микология
а) основная литература:
- Благовещенская Е.Ю. Фитопатогенные микромицеты. Учебный определитель. М.: Ленанд. 2015. 240 с.
- Домбровская А.В., Шляков Р.Н. Лишайники и мхи севера европейской части СССР. Краткий определитель. Л: НАУКА. 1967. 182 с.
- Дунаев Е.А., Барсукова Т.Н. Рогатиковые грибы Подмосковья. М.: МосгорСЮН. 1999. 40 с.
- Мучник Е.Э., Инсарова И.Д., Казакова М.В. Учебный определитель лишайников Средней России. Рязань. 2011. 360 с.
- Ниемеля Т. Трутовые грибы Финляндии и прилегающей территории России // Norrlinia. Vol. 8. 2001. P. 1-120.
- Переведенцева Л.Г. Определитель грибов (агарикоидные базидиомицеты). М.: Товарищество научных изданий КМК. 2015. 119 с.
- Лессо Т. Грибы. М.: АСТ., Астрель. 2003. 304 с.
- Ahti T., Sternros S., Moberg R. Cladoniaceae // Nordic lichen flora. Vol. 5. 2013. 115 p.
- Milchakova N. Marine plants of the Black Sea. An illustrated field guide. 2011. Sevastopol: DigitPrint. 144 p.
- Pegler D.N., Læssøe T., Spooner B.M. British puffballs, earthstars and stinkhorns. An account of the British gasteroid fungi. Kew: Royal Botanic Gardens. 1995. 255 p
- Ryvarden L., Melo I. Poroid fungi of Europe // Synopsis Fungorum. Vol. 31. 2014. P. 1-455.
- Sternroos S., Velmala S., Pykälä J., Ahti T. Lichens of Finland // Norrlinia. Vol. 30. 2016. 896 p.
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- Lado, C. (2005-2019). An on line nomenclatural information system of Eumycetozoa. Real Jardín Botánico, CSIC. Madrid, Spain. http://www.nomen.eumycetozoa.com.
- Guiry, M.D., Guiry, G.M. 2019. AlgaeBase. World-wide electronic publication, National University of Ireland, Galway. https://www.algaebase.org.
- The Index Fungorum database http://www.indexfungorum.org/names/names.asp
Раздел гидробиология
а) основная литература:
- Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России. М. КМК. 2011.
- Определитель зоопланктона и зообентоса пресных вод Европейской России. Том 2. Зообентос. М.: КМК, 2016.
- Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. Т. 1. Низшие беспозвоночные. СПб.: ЗИН РАН, 1994. Т. 2. Ракообразные. СПб.: ЗИН РАН. 1995. Т. 3. Паукообразные. Низшие насекомые. СПб.: ЗИН РАН, 1997. Т. 4. Высшие насекомые (Двукрылые). СПб.: ЗИН РАН, 1999. Т. 5. Высшие насекомые (Ручейники, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Сетчатокрылые, Большекрылые, Перепончатокрылые). СПб.: Наука, 2001. Т. 6. Моллюски, Полихеты, Немертины. СПб.: Наука, 2004
б) дополнительная литература:
- Вершинин А. Жизнь Черного Моря. М.: «МакЦентр», 2003; 2-е издание — Москва, Краснодар: Когорта, 2007.
- Канюкова Е.В. Водные полужесткокрылые насекомые фауны России и сопредельных стран. Владивосток: Дальнаука, 2006.
- Определитель фауны Черного и Азовского морей. Киев: Киевская книжная фабрика, 1968-1972.
- Скворцов В.Э. Стрекозы Восточной Европы и Кавказа: Атлас-определитель. М.: КМК, 2010.
- Тесленко В.А., Жильцова Л.А. Определитель веснянок России и сопредельных стран. Имаго и личинки. Владивосток. Дальнаука. 2009.
- Флора и фауна Белого моря. М.: КМК, 2010.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- www.hydro.bio.msu.ru.
Раздел энтомология
а) основная литература:
- Вестхайде В., Ригер Р. (ред.). Зоология беспозвоночных. В 2 томах. М.: КМК. 2008.
- Горностаев Г. Н. Насекомые СССР М.: «Мысль», 1970. 372 с.
- Горностаев Г. Н. 1999. Определитель отрядов и семейств насекомых
фауны России. М.: ИК «Логос»
- Крыжановский О. Л. Состав и распространение энтомофаун земного шара. М.: КМК. 2002. 241 с.
- Панфилов Д.В. ‘В мире насекомых’ — Москва: Лесная промышленность, 1969 — с.128
- Рупперт Э., Фокс Р., Барнс Р. Зоология беспозвоночных. В 4 томах. М.: Академия2008.
- Сейфулина Р.Р., Карцев В.М. Пауки средней полосы России: атлас-определитель с обзором биологии пауков. М.: Фитон+, 2011. 608 с.
- Сейфулина Р.Р., Карцев В.М. Пауки европейской части России: карманный справочник. М.: Фитон+, 2017. 432 с.
- Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. Прага: Артия, 1977. 560 с.
- Фауна наземных беспозвоночных Кавказа. М.: Наука. 1990
б) дополнительная литература:
- Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. М.: Мысль, 1990.— 462 с.
- Скворцов В.Э. Стрекозы Восточной Европы и Кавказа: Атлас-определитель. М. КМК. 2010.
- Красная книга Российской Федерации (животные) / РАН; Гл. редкол.: В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: АСТ: Астрель, 2001. — 862 с
- Определители насекомых Европейской части СССР (в 5
томах). Под ред. Бей-Биенко Г.Я. М-Л.: Издательство «Наука» Москва; Ленинград: 1964
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- www.entomology.ru;
- www.zin.ru/DioDiv/bd-phot.htm (фотогалерея «Биоразнообразие России»)
- https://araneae.nmbe.ch/
Раздел ботаника высших растений
а) основная литература:
- Борзова И.А., Самсель Н.В., Тимонин А.К., Тихомиров В.Н., Чистякова О.Н. Учебное пособие к летней практике по ботанике: введение в гербаризацию и определение высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 73 с.
- Вехов В.Н., Лотова Л.И., Филин В.Р. Учебное пособие к летней практике по ботанике. Систематика высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 235 с.Девятов А.Г. Репродуктивная экология семенных растений: Учебное пособие к летней практике по ботанике / Под ред. А.К. Тимонина. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 108 с.
- Демьянова Е. И. Антэкология: учеб. пособие по спецкурсу / Е. И. Демьянова; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. – 116 с.
- Зернов А.С. Определитель сосудистых растений севера Российского Причерноморья. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2002. – 283 с.
- Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. 10-е изд. — М.: Т-во науч. изд. КМК, 2006. — 600 с.
- Летняя учебно-производственная практика по ботанике. Ч. 3. Чубатова Н.В. Морфология вегетативных органов цветковых растений / под ред. А.К. Тимонина. М.: Изд-во каф. высших растений биол. ф-та Моск. ун-та, 2006. 114 с.
- Раменская М.А., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. – Ленинград: Наука, 1982. – 432 с.
- Тихомиров В.Н. Учебное пособие к летней практике по ботанике: экология высших растений. — Тула: Гриф и К°, 2008. — 74 с.
б) дополнительная литература:
- Девятов А.Г., Кожин М.Н. Этимологический словарь латинских названий растений природной флоры районов зональной практики студентов II курса Биологического факультета МГУ. М.: Издание Биологического ф-та МГУ, 2017. 204 с.
- Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А. Основные термины и понятия современной биоморфологии растений. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1993. — 149 с.
- Киселева К.В., Майоров С.Р., Новиков В.С. Флора средней полосы России. Атлас-определитель / М.: ЗАО «Фитон+», 2010. — 544 с., с илл.
- Левина Р.Е. Морфология и типы плодов. Ульяновск, 1974. 32 с.
- Левина Р.Е. Морфология и экология плодов Л., 1987. 164 с.
- Определитель сосудистых растений центра Европейской части России / И.А.Губанов, К.В.Киселева, В.С.Новиков, В.Н.Тихомиров. 2. изд. — М.: Аргус, 1995. — 560 с.
- Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений. М.: Гос. изд-во «Советская наука». М., 1952. 391 с.
- Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М.: Гос. Изд-во «Высшая школа», 1962. 378 с.
- Тимонин А.К. Ботаника: в 4 т. Т.З: Высшие растения.-М.:Изд.Центр Академия, 2007.-352 с.
- Фегри К., Пэйл Л. ван дер. Основы экологии опыления / Пер. с англ. Л. В. Ковалевой, Э. Л. Миляевой; под ред. А. П. Меликяна. М., 1982. 379 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://herba/departments/higher-plants/study.html;
- http://herba/biostation/index.html
- https://www.inaturalist.org/
Составители:
Леонид Петрович Корзун (заведующий кафедрой зоологии позвоночных), Владимир Владимирович Шахпаронов (кафедра зоологии позвоночных), Михаил Николаевич Кожин (кафедра экологии и географии растений), Владимир Иванович Гмошинский (кафедра альгологии и микологии), Михаил Витальевич Чертопруд (кафедра гидробиологии), Мария Евгеньевна Площинская (кафедра высших растений), Андрей Григорьевич Девятов (кафедра высших растений), Федор Александрович Мартыновченко (кафедра энтомологии).