Обучение

С первого года обучения студентов на факультете их знакомят с основами фундаментальных биологических дисциплин, среди которых одно из ведущих мест занимает зоология позвоночных. Курс зоологии позвоночных читается как для направления обучения «Биология» (ведущий курса проф. Л.П. Корзун), таки для направления «Экология и природопользование» (ведущий курса доц. С.В.Огурцов). Студенты 1-го курса бакалавриата биологического факультета закрепляют знания, полученные на лекциях, в ходе практических занятий по анатомии позвоночных, известных под названием Малого практикума.

Курсы зоологии позвоночных читаются не только на Биологическом, но и на других факультетах Московского университета: Биоинженерии и биоинформатики (читает проф. Л.П. Корзун), Физическом ф-те для студентов 3-го курса кафедр биофизики и медицинской физики (читает к.б.н., вед. инж. В.Н. Егорова), ф-те Почвоведения (читает доц. С.В. Огурцов), ф-те Психологии (курс зоопсихологии читает проф. И.Р. Бёме) и др.

Список и программы поточных курсов, которые ведут сотрудники кафедры, представлен здесь.

Кафедра зоологии позвоночных принимает самое активное участие в организации и проведении полевых практик биологического факультета: учебной практики после 1-го курса на Звенигородской биологической станции, учебной зональной практики 2-го курса для студентов полевых кафедр, тропической практики для магистров полевых кафедр 1-го года обучения. Преподаватели кафедры ведут летнюю практику на Звенигородской и Беломорской биологических станциях в том числе и у студентов факультета биоинженерии и биоинформатики.

Кафедра зоологии позвоночных участвует в формировании программы направления обучения «Экология и природопользование» биологического факультета: «Разнообразие позвоночных животных» (для 2 курса бакалавриата,читает доц. С.В. Огурцов), «Аутэкология» (часть «Аутэкология животных» для 2 курса бакалавриата, читает асс. Е.М. Литвинова), «Экология с основами биогеографии» (для 2 курса бакалавриата, читает проф. В.В. Иваницкий), «Популяционная экология позвоночных» (часть «Наземные позвоночные» для 3 курса бакалавриата, читает асс. Е.М. Литвинова).

Кафедра участвует в программе биологического факультета по созданию и развитию спецкурсов на английском языке. Для магистров 1 года обучения биологического факультета читается выборный курс «Современные тенденции в поведенческой экологии» («Trends in Behavioural Ecology», ведущий курса доц. С.В. Огурцов), на который записываются студенты с самых разных кафедр.


Поступление на Кафедру

Витязь на распутье. Васнецов

Ежегодно кафедра принимает на обучение 12-14 бакалавров 2 курса. Собеседование обычно проходит в середине февраля, в весеннем семестре 2 курса. Собеседованию предшествуют Дни открытых дверей на кафедрах факультета, которые проводятся в декабре осеннего семестра 2 курса.

Для поступления на кафедру в качестве магистра абитуриенту сначала требуется сдать общий вступительный экзамен в магистратуру, который обычно начинается в конце июня.


Знакомство с Кафедрой

Студенты 1-2 курса биологического факультета, выбирающие кафедру для дальнейшего обучения и желающие подробнее узнать о кафедре и направлениях её научной деятельности, имеют возможность посещать специально организованный для них факультативный семинар «Знакомство с кафедрой зоологии позвоночных», который проводится каждый год в осеннем семестре (ведущий семинара доц. С.В. Огурцов).



Малый практикум

Курс «Зоология позвоночных», читаемый в весеннем семестре студентам 1 курса бакалавриата биологического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики, состоит из двух частей: лекционной части и практических занятий, обычно именуемых «Малый практикумом». На практикуме, помимо знакомства с анатомическими препаратами, студенты направления подготовки «Биология» биологического факультета знакомятся ещё и с видовым разнообразием групп позвоночных животных и упражняются в определении систематического положения изучаемых объектов.


Кафедральные спецкурсы

Студенты, выбравшие для своего дальнейшего профессионального обучения кафедру зоологии позвоночных, получают возможность прослушать более сорока спецкурсов, в чтении которых задействован не только преподавательский состав кафедры, но и большинство её научных сотрудников. Методические разработки сотрудников кафедры постоянно пополняют материалы проводимых в университете лекционных и практических курсов. Спектр проблем, которые рассматриваются в ходе спецкурсов, всегда был необычайно широк и, по существу, касается всех разделов современной зоологии позвоночных.

Зоология, как фундаментальная наука, обобщает молекулярно-генетические, физиологические, морфологические и поведенческие направления исследований животных в рамках экологического и эволюционного подходов. В соответствии с этим принципом кафедра зоологии позвоночных использует и развивает в своей научной и учебной работе все четыре перечисленные выше методических подхода к сбору данных.


Летняя полевая практика на ЗБС

Летом студенты 1-го курса Биологического факультета проходят обязательную полевую практику на Звенигородской биологической станции. Среди студентов одним из наиболее интересных предметов на практике по праву считается зоология позвоночных. Во многом это связано с тем, что экскурсионные занятия подкрепляются последующими самостоятельными работами, в ходе которых студенты вживую общаются с объектом исследования. Интерес студентов поддерживается за счет разнообразия тем самостоятельных работ, в руководстве которыми активно принимают участие многие сотрудники и выпускники кафедры.


Зимние факультативные экскурсии

Навыки полевых исследований и умение работать в коллективе передаются студентам также и в ходе зимних кафедральных практик, места проведения которых охватывают самые разные регионы России и ближнего зарубежья. Эти поездки носят факультативный характер и проводятся во время зимних студенческих каникул. Зимние факультативные практики дают студентам уникальную возможность познакомиться с зимней жизнью природы и методиками работы в зимних условиях.


Учебная зональная практика

Зональная практика после 2-го курса представляет собой логическое продолжение Звенигородской практики, предоставляющее студентам возможность получить комплексный взгляд на экосистемы в разных зональных поясах нашей страны. Целью практики является ознакомление студентов с биоразнообразием живых организмов разных природных зон, их экологией и морфологией, а также с функционированием биогеоценозов как структурных элементов биосферы.


Тропическая практика во Вьетнаме

Студенты Кафедры имеют возможность принимать участие в Зарубежной тропической практике, проводимой при сотрудничестве с Тропическим центром. Практика имеет факультативный характер и проводится на базе национального парка Каттьен (пров. Донгнай, Социалистическая Республика Вьетнам). Программа практики основана как на обобщении современных мировых данных по тропической биологии, так и на богатом личном опыте и оригинальных данных авторов отдельных практических занятий и экскурсий. В ходе практики студенты знакомятся с основными особенностями тропических регионов на примере равнинного полулистопадного муссонного тропического леса южного Вьетнама. Студентов знакомят с биоразнообразием и особенностями экологии различных групп организмов в тропиках, дают общее представление о научных подходах к изучению тропических экосистем и демонстрируют актуальность и перспективность комплексных исследований тропических регионов.


Дипломные работы

Выпускные квалификационные работы, выполняемые на IV курсе бакалавриата и II курсе магистратуры, являются своего рода кульминацией обучения. От умения использовать свои знания на практике во многом зависит дальнейшая карьера студента. Поэтому многие начинают выбирать тему работы и взаимодействовать со своими научными руководителями уже на I-II курсе. Разнообразие тем и оценка качества выполнения работ обеспечиваются многообразием интересов большого коллектива сотрудников кафедры.


Выпускники кафедры

Ежегодно кафедра выпускает 10-14 бакалавров и порядка 10 магистров, из которых около 6 остаются на кафедре в аспирантуре. За последние 2 десятилетия 36% выпускников получили степень кандидата наук, 15% стали докторами наук. Наши выпускники работают в институтах РАН, ВУЗах, учреждениях культуры и просвещения, природоохранных организациях, учреждениях здравоохранения и РАМН.


Аспирантура

Аспирантура биологического факультета МГУ нацелена на подготовку научно-педагогических кадров. Форма обучения – очная. Срок обучения – 4 года. В течение этого времени аспиранты занимаются учебной и научной деятельностью, участвуют в педагогическом процессе, а итогом успешного окончания аспирантуры служит защита кандидатской диссертации. Кафедра зоологии позвоночных предоставляет аспирантам и соискателям возможность защищать научные работы по специальности 1.2.15 Зоология.


Школьный кружок по зоологии позвоночных

Уже многие годы на кафедре существует Школьный кружок по зоологии позвоночных для 6-9 классов. Занятия начинаются с октября и проходят по понедельникам в 17:30 – 19:00 в ауд. 547 Ввиду большого числа желающих, записываться в кружок лучше заранее. Ведущая кружка — кандидат биологических наук, ассистент Елена Михайловна Литвинова (тел. 8-910-446-85-56, canis_litvinova@mail.ru).





Школьные олимпиады по биологии

Сотрудники кафедры задействованы в организации и проведении целого ряда биологических олимпиад для школьников:

Участвуя в олимпиадах и развивая тем самым свой интерес к биологии, в 9-11 классах школьники могут получить льготы при поступлении на биологический факультет, которых удостаиваются победители и призёры олимпиад «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы» и «Всероссийской олимпиады школьников». Тем не менее попробовать свои силы в олимпиадах стоит уже в 5-6 классе, участвуя в «Московской олимпиаде школьников»,«Школьной биологической олимпиаде» и «Биологической олимпиаде имени А.Н.Формозова». Хотя эти олимпиады не дают льгот при поступлении в ВУЗы,они имеют ряд очень полезных для детей особенностей, развивающих их мышление и интерес к живой природе: нестандартные вопросы на размышление и большая доля практических заданий. После участия в них, даже не заняв призовые места, хочется открыть книгу или выйти понаблюдать в природу, чтобы ответить на многочисленные вопросы, которые повседневно ставит перед нами живой мир.