История зоологии в Московском университете

Названный курс предназначен для студентов и аспирантов зоолого-ботанического отделения биологического факультета МГУ (по выбору), а также и для всех добровольных слушателей. Курс читается в объеме 12 лекций с сопровождением необходимых презентаций и завершается традиционным зачетом. Его задачу можно усматривать в двух взаимозависимых аспектах – не только дать слушателям представление о развитии разнопланового комплекса зоологических наук (антропологических, палеонтологических, сравнительно-морфологических, эмбриологических, зоогеографических, орнитологических и иных направлений), но и оценить их формирование в социально-исторических условиях. Последние не только «питали» становление научного знания, но и, в свой черед, влияли на мировоззренческую и культурную среду современного им общества. Практическое же значение полученных знаний слушатель курса сможет оценить при общении с зарубежными коллегами — полученная информация может благоприятствовать обсуждению исторических аспектов науки.

История зоологии в Московском университете даётся в широком контексте формирования первых университетов и научного знания в целом. Для начала рассматривается история становления высших учебных заведений Западной Европы, факторов и условий их возникновения, влияния на общественные отношения и развитие средневекового общества. Успешная европейская «модель» обучения послужила стимулом для неоднократных попыток создания подобных заведений и в России на протяжении 17-18 вв. Первый классический русский университет был создан практически через шесть столетий после возникновения европейских, что определялось историческими путями развития средневековых государств. Зоологические науки как направление представлений о природе стали оформляться еще позже — в составе целого комплекса преподаваемых наук «зоология» появилась в Императорском Московском университете спустя почти полвека после его открытия. За несколько десятилетий 19 в. эта наука совершила столь стремительный взлёт, что к 1870-1880-ым гг. получила признание в кругах западных учёных, выходцы из которых длительное время доминировали в России. Предлагаемый курс анализирует становление отечественной зоологии, рано утвердившей принцип самостоятельного развития природы и, тем самым, подрывавшей постулаты церковного учения. Обсуждается своеобразие быстро сложившейся «школы Московского университета», изначально приобретшей комплексный характер. Анализ формировавшихся научных направлений рассматривается в контексте «траектории судеб» профессоров-зоологов, сформировавших в московском обществе особую культурную страту. Более пристально рассматриваются биографии и научный вклад таких известных натуралистов как Фишер фон Вальдгейм, К.Ф. Рулье, его ученики – С.А. Усов, Я.А. Борзёнков, Н.А. Северцов, А.П. Богданов, анализируется деятельность М.А. Мензбира и других не менее известных фигур, выпавших по разным причинам, включая и идеологию прошлой эпохи, из широкого исторического контекста. Именно мировоззренческая широта, аналитические способности и подвижничество московской профессуры способствовали распространению в русском дореволюционном обществе новых прогрессивных взглядов, благоприятствовали появлению новых научных направлений и формированию сети научных и культурных учреждений. Многие из этих учреждений возникли на сломе эпох или в послереволюционный период (уже при советской власти), дошли до нашего времени и стали известны в стране и за рубежом как крупные научные центры. Представленные материалы, рассматриваются в контексте сменяемых эпох и дают теоретическую и методологическую основу для понимания путей становления отечественной зоологии как и отделившихся от неё смежных наук. Этот материал демонстрирует слушателям высокий уровень отечественного знания, не отторжимого от континуума мировой науки, что в значительной мере и служит целью данного курса.

 

Литература

 

Основная

Аврус А.И. История российских университетов. 2-е изд. Саратов, 2005.

Верже Жак. История средневекового университета.  https://sites.google.com/site/nechaevsite/pedpsycho/verzhe-zh.

Зенкевич Л.А. История зоологии беспозвоночных в Московском университете//Уч. Зап. МГУ.  Юбил. сер.  Биология. Вып. 54. М., 1940.

Кулагин Н.М.  Первые этапы развития зоологии в Московском университете (1755-1896) // Уч. Зап. МГУ.  Юбил. сер.  Биология. Вып. 54. М., 1940.

Милюков П.Н. Университеты России. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона. Т. 68.  СПб, 1902.

Никс Н.Н. Московская профессура во второй половине XIX- начале XX века. М.: Новый хронограф, 2008.

Развитие естествознания в России. XVIII — начало XX вв. Ред. С.Р. Микулинский, Юшкевич А.П.  М., 1977.

Райков Б.Е. Предшественники Дарвина в России. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.

Ученые записки  Моск. Гос. Ун-та. Юбил. Сер. Вып. LIV. Биология.  М.: Изд. МГУ, 1940. I.ЗООЛОГИЯ.  С. 20-140.

Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостнической к России капиталистической. М.,1985.

 

Дополнительная

Завадовский М.М. Страницы жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Зограф Н.Ю. Отрадная страница из истории русской науки. А.П. Богданов//Журнал Министерства народного просвещения. 1899. № 9 (4). Ч. 325. № 10.

Иванов П.И. Студенты в Москве. Быт.  Нравы. Типы. М, 1903.

Летопись Московского университета. Т. 1. 1755-1952. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Любарский Г.Ю. История Зоологического  музея МГУ. КМК: М., 2009.

Львов К. Воспоминания о С.А. Усове// В память  С.А. Усова. М., 1887.

Московский университет и формирование интеллектуального потенциала дореволюционной России. Калуга, 2000.

Полынин В. Пророк в своем отечестве. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1969.

Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. СПБ, 1914. Вып. 1.

Тихомиров А.А. Воспоминания учёного//Светоч и дневник писателя. 1913. № 11.

Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII в. М., 1997.

Юровская В.З. Анатолий Петрович Богданов (1834-1896). М: Ин-т антроп. МГУ, 2005.

 

Составитель кандидат биологических наук, научный сотрудник Владимир Иванович Воронецкий