История зоологических исследований: идеи и судьбы

История науки включает два основных подхода — изучение истории идей («внутренняя история») и изучение истории людей («внешняя история»). «Внутренняя история» науки – это анализ истории идей, концепций, направлений, т.е. внутреннее содержание науки и логики ее развития. «Внешняя история» — судьбы людей, носителей идей, создателей направлений. Изучение идей и изучение судеб взаимосвязано, в лекциях идёт речь и о том, и о другом. Большое внимание уделено драматическим периодам зоологических исследований в нашей стране и за её пределами. Цель курса — познакомить студентов с наиболее значимыми вехами в развитии отечественной и зарубежной зоологии на фоне исторических событий и катаклизмов ХХ века. Форма итоговой отчётности — экзамен.

 

Основные темы занятий

 

  1. I. Предмет истории науки. Зарождение истории науки как самостоятельной научной дисциплины. Первый учебный курс “История науки» в России (поставлен в Московском университете В.И. Вернадским в 1903 г.). 1921 г. — комиссия по истории знаний (КИЗ), председатели — В.И.Вернадский, Н.И.Бухарин; 1932 г. — Институт истории науки и техники, директор — Н.И. Бухарин. История идей или история людей? Преемственность в науке: ученичество, личность учителя и научные школы, взаимодействие идей и людей. В.С. Шишкин «К историографии отечественной зоологии», «Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России». Учёный, мораль и ответственность, наука и власть в СССР, в России, в мире. C.P. Snow. «Public affairs», наука, мораль и общество. Доктрина «этической нейтральности науки» (1950-1960 гг.). С.Э.Шноль «Герои, злодеи и конформисты отечественной науки», Л.А.Животовский «Неизвестный Лысенко», А.И. Шаталкин «Политические мифы о советских биологах». Н.И.Вавилов, Т.Д.Лысенко, Ф.Г.Добржанский и Г.Мёллер. Э.И.Колчинский о книге «Неизвестный Лысенко».
  2. II. Идея заповедности и борьба за заповедники в СССР. Наука и учёные в заповедниках. Роль личностей в истории заповедников. История зоологических исследований в заповедниках, история заповедного дела в России, становление заповедной системы в СССР, история формирования принципов заповедности, сочетание научных и морально-этических аспектов в заповедном деле. Историография российских заповедников. Ф.Р.Штильмарк. В.В.Раевский и его роль в судьбе Ф.Р.Штильмарка. Писатель В.П.Астафьев. Учёные – «предшественники» Штильмарка, заложившие основы заповедной системы в России и СССР. В.В. Докучаев (1846 — 1903), И.П. Бородин (1847-1930), Г.Ф. Морозов (1867-1920), Г.А. Кожевников (1866 -1933). Что это были за люди, и какие события пришлись на период их жизней? Как они относились к социально-политическим событиям, которые пришлись на период их жизней? Как эти события отразились на их судьбах и деятельности? И.П. Бородин. Доклад на заседании Русского географического общества и статья «Охрана памятников природы: обзор природоохранных мероприятий в России и за рубежом» (1912 г.). Заповедное дело в период НЭПа и в предвоенный период (1934 -1940). В. П. Семёнов-Тян-Шанский (1870 — 1942) и А. П. Семёнов -Тян-Шанский. Драматические периоды развития заповедного дела (1946-1951). Комитет по заповедникам – В. Н. Макаров. Заповедники и их сотрудники в годы Великой Отечественной войны. Ю.М.Кафтановский, В.М.Модестов, В.С.Успенский, Ю.А.Салмин. Научные исследования в заповедниках: Ф.Ф.Шиллингер, Г.А.Капланов, Ю.В.Аверин, А.А.Насимович, Е.А.Крутовская, В.В.Станчинский, Л.О.Белопольский, Н.Ф.Реймерс, Н.Н.Карташёв, Е.Н.Матюшкин и др.

III. Сталинский план преобразования природы и зоологические исследования в СССР. План ГОЭЛРО, акклиматизация, создание государственных лесозащитных полос и лесопромышленных дубрав. Исторический фон реализации сталинского плана преобразования природы. Н.К.Генко. «Генковские» лесополосы – предшественники сталинских. 1950-1960- годы. Государственная поддержка ландшафтно-экологических и зоологических исследований. Н.П.Наумов, А.Н.Формозов, Н.В.Башенина, К.Н.Благосклонов, Г.Н.Лихачёв, В.И.Осмоловская, А.С.Мальчевский  и др. Зоологические исследования, связанные с лесополосами и островными дубравами. Акклиматизация, реинтродукция и научные исследования. Идеологи и противники акклиматизации. П.А.Мантейфель. Б.К.Штегман и его книга «В тростниках Прибалхашья». Освоение целины, продовольственная программа  и зоологические исследования.

  1. IV. Эпоха больших послевоенных экспедиций в СССР и развитие полевых зоологических исследований в 70-80-е годы ХХ века. История создания противочумной системы (противочумных станций) в СССР и зоологические исследования. Участники событий. Социально-политический ландшафт послевоенного времени. Большие послевоенные экспедиции – эпоха в развитии отечественной зоологии. Природно-очаговые заболевания и их изучение в послевоенные годы. Л.А. Зильбер, его судьба и судьба его открытий. П.М.Чумаков. Е.Н.Павловский. Значение прикладных исследований в природных очагах болезней для фундаментальной зоологии. Персоналии. (Н.И.Калабухов, В.В.Кучерук, Д.И.Бибиков и др.). Зоологи в борьбе с клещевым энцефалитом и туляремией. Экспедиции сотрудников и студентов кафедры зоологии позвоночных МГУ под руководством Н.П.Наумова по изучению чумы в Приаральских Каракумах (участники, условия жизни, научные результаты).  Предпосылки и итоги расцвета отечественной зоологии в 50-60-е гг. ХХ века. Строительство БАМа и зоологические исследования на кафедре зоологии позвоночных МГУ.
  2. V. Учёные в вихре времени, ХХ век. Наиболее драматические периоды в развитии отечественной и зарубежной зоологии. Беженцы, изгнанники, переселенцы, пленные. Личные и научные судьбы учёных в годы Второй мировой войны и послевоенные годы. Э. Штреземанн, А.Дунаевский, Г.Нитхаммер, В. Дзедушицкий, Г.Дате – создатель зоопарка в Берлине, Н.В.Тимофеев-Ресовский, А.Н.Формозов, Л.О.Белопольский, Б.К.Штегман. Н.А.Гладков в немецком плену. Конрад Лоренц в немецкой армии и в советском плену. Его книга «Восемь смертных грехов человечества». Эрнст Майр – ученик Штреземанна.
  3. VI. Научные школы и великие одиночки. Преемственность и региональные зоологические школы. Роль школы в науке. Юннатское движение в СССР и формирование зоологических школ послереволюционного времени. БЮН, КЮБЗ, ВООП, МОИП, другие юннатские кружки и их лидеры. Б.В.Всесвятский, Н.И.Дергунов, П.П.Смолин и П.А.Мантейфель. Выпускники КЮБЗа и ВООПа и их роль в зоологической науке. Истоки, география и преемственность некоторых научных зоологических школ; их лидеры (Москва, Ленинград, Петрозаводск, Киев, Харьков, Алма-Ата, Новосибирск, Томск, Владивосток и др.).

Литература

  1. Штильмарк Ф.Р. Избранные труды. М.КМК. 2014.
  2. Никольский А.А. Великие идеи великих экологов: история ключевых концепций в экологии. М. ГЕОС.2014.
  3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М. МГУ, Прогресс-Традиция. 1999.
  4. Тимофеев-Ресовский Н.В.. Воспоминания. М. Вагриус. 2008.
  5. Подвластная наука? Наука и советская власть. М. Голос. 2010.
  6. Новак Е. Учёные в вихре времени. М.КМК. 2009.
  7. Шноль С.Э. Герои, злодеи и конформисты Российской науки. М. Крон-Пресс. 2001.
  8. Резник С.Е. Эта короткая жизнь. Николай Вавилов и его время. М. Захаров. 2017.
  9. Животовский Л.А. Неизвестный Лысенко. М. КМК. 2016.
  10. Штегман Б.К. В тростниках Прибалхашья. Жизнь и приключения ссыльного натуралиста 1941-1946. М. КМК. 2004.
  11. Формозов А.А. Человек и наука. Из записей археолога. М. Знак. 2005.

 

Составитель – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Ирина Михайловна Марова