Коммуникация животных

Коммуникация животных – это процесс передачи информации от одного или группы животных (доноров) к одному или нескольким другим животным (реципиентам), влияющий на их поведение. В данном курсе разбираются основные пути передачи информации – химический, акустический, зрительный, тактильный и электромагнитный, а также особенности передачи информации в различных группах животных. Подробно освещены различные методы, используемые при изучении коммуникации: составление словарей, использование языков-посредников, Особый раздел посвящен межвидовой коммуникации, которая осуществляется как в природе, так и под влиянием человека. Важное место занимает вопрос обучения коммуникации на примере акустической коммуникации птиц и человека на пре- и постнатальных стадиях развития. Большое внимание уделено также проблеме формирования языка человека. Форма итоговой отчётности — зачёт.

 

Список основных тем

  1. Коммуникация как процесс общения. Определение коммуникации. Понятие о «доноре» и «реципиенте». Особенности и специфика биокоммуникации. Понятия донора и реципиента. Посредники коммуникации. Основные каналы коммуникации: визуальный, химический, акустический.
  2. Типы коммуникативных сигналов: тактильная коммуникация, звуковые, химические и зрительные сигналы. Основные типы сигналов, используемых животными.
  3. Химическая коммуникация. Ее специфика и отличия от других способов общения. Феромоны. Изучение феромонов насекомых и млекопитающих. Кожные железы млекопитающих. Изучение действия обонятельных сигналов на организм. Использование феромонов для диагностики состояния и управления поведением животных в искусственной и естественной среде.
  4. Акустическая коммуникация. Специфика передачи и восприятия сигналов в разных классах животных. Звукоиздающие системы позвоночных. Усложнение вокальных сигналов в ходе эволюции. Информация в сигналах общения и способы ее изучения. Звуковые ловушки.
  5. Эффективность коммуникации. Способы достижения лучшего прохождения сигнала. Коммуникация в зашумленной среде. Индивидуальное распознавание.
  6. Обучение коммуникации. Изменчивость способов коммуникации птиц в пренатальный период: элементы коммуникации; предрасположенность; общение матери и эмбриона. Эффект пренатального воздействия голоса матери на плод человека; слуховая способность плода; звуковая среда матки; слуховая стимуляция плода. Постнатальное обучение: предпочтение младенцем голоса, языка матери, выбор фраз, наиболее часто повторяемых матерью во время беременности.
  7. Коммуникация и язык. Основные функции языка. Характерные свойства языка: двойственность, продуктивность, произвольность, взаимозаменяемость, специализация, перемещаемость, культурная преемственность. Методы изучения языка животных.
  8. Принципы звукопроизводства у млекопитающих и предпосылки для формирования речи человека. Язык человека: происхождение, функции. Существует ли связь между речью и письменностью?
  9. Понятие о языках-посредниках. Язык жестов (амслем); пластиковые символы на магнитной доске; компьютерная обучающая система (искусственный язык «йеркиш»). Основные программы обучения с помощью языков-посредников обезьян, дельфинов, попугаев.
  10. Влияние межвидовых отношений на коммуникацию в межвидовых популяциях. Конкуренция за время в эфире и механизмы ее избегания. Феномен звуковой индукции и его влияние на вокальное поведение. Виды-имитаторы.

 

Литература

 

Основная:

  1. Зорина З.А., Смирнова А.А. 2006. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М.: Из-во « Языки славянских культур». 424 с.
  2. Линден Ю. 1981. Обезьяны, человек и язык. М.: Мир. 271 с.
  3. Панов Е.Н. 1978. Механизмы коммуникации у птиц. М.: Наука.
  4. Резникова Ж.И. 2000. Интеллект и язык. ч. 1. М.: Наука
  5. Резникова Ж.И. 2005. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии.М.: ИКЦ «Академкнига» 518 с.
  6. Тимберген Н. 1993. Социальное поведение животных. М.: Мир
  7. Хайнд Р. 1975. Поведение животных. М: Мир
  8. Agosta W. 1992. Chemical comminication, the Language of Pheromones. Scientific American Librery.
  9. Thery M. 2002, La communication coloree. Pour la Science, N 34, p. 56-61

 

Дополнительная:

  1. Бёме И.Р., Горецкая М.Я. 2013. Песня птиц. – М.: КМК. 78 с.
  2. Зорина З.А., Смирнова А.А. 2006. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М.: Из-во « Языки славянских культур». 424 с.
  3. Aubin & P. Jouventin. 1998. Cocktail-party effect in king penguin colonies. Proceeding of the Royal Society of London B, vol. 265, pp. 1665-1673.
  4. T. Aubin et coll., 2000. Penguin use the tow-voice system to recoise each other. Proceeding of the Royal Society of London D, vol. 267, pp. 1-7.
  5. P. Jouventin et coll., 1999. Finding a parent in a king penguin colony: the acoustic system of individual recognition. Animal Behaviour, vol. 57, pp. 1175-1183.
  6. I. Pepperberg, 1990. Cognition in an African Gray Parrot (Psittacus erithacus). J. of Comperative Psychology, vol. 104, n 1, pp. 41-52.
  7. I. Pepperberg, 1994. Numertical Competence in an African Gray Parrot (Psittacus erithacus). J. of Comperative Psychology, vol. 108, n 1, pp.36-44.
  8. I.Pepperberg. 2002. Conversation avec un perroquet. Dossier pour la Science, n 34, pp.90-95.
  9. I. Charrier et coll., 2001. Mather’voice recognition by seal pups. Nature, vol. 412, p. 873.
  10. I. Charrier et coll., 2002. Le control vocal d’identite chez lesotaries. Pour la Science, N 34, pp.103-105.
  11. J. Vauclair, 2002. Les chimpanzes et le langage. Pour la Science, N 34, pp. 106-111.
  12. B. de Boysson-Bardies. 1999. Comment la parole vient aux enfants. Odile Jacob.
  13. P. Halle & B. de Boysson-Bardies. 2002. Les premiers mots. Dossier pour la Science, n 34, pp. 112-115.
  14. Y. Leroy. 2000. L’univers sonore animal. Dossier pour la Science, n 34, pp. 6-9.

 

Интернет-ресурсы:

  1. https://scifinder.cas.org
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/
  3. https://evolvingthoughts.net/
  4. https://animals.howstuffworks.com/

 

Составитель – доктор биологических наук, профессор Ирина Рюриковна Бёме