Поведение животных

Учебный курс «поведение животных» ставит своей целью познакомить студентов со всеми основными современными школами и подходами к изучению поведения животных. Спецкурс читается в весеннем семестре на третьем курсе бакалавриата и рассчитан на студентов – зоологов, знакомых с основами зоологии позвоночных. Форма итоговой отчетности – зачет.

Спецкурс включает лекционную и практическую части. Практическая часть призвана познакомить студентов с современными приёмами регистрации и анализа поведения позвоночных животных. Практические занятия посвящены работе с животными в тестовых ситуациях с использованием видеосъёмки и компьютерных средств обработки полученных видеозаписей.

 

Темы лекционных занятий

  1. Обзор основных школ исследований поведения животных. Современные направления изучения поведения.
  2. Формирование парадигмы сравнительной психологии. Ч. Дарвин, Д. Романес, К. Ллойд Морган. Постановка проблемы «объективного изучения поведения». Сравнительные исследования эмоций, интеллекта и способностей к обучению. Значение теорий обучения для формирования основных школ исследований поведения.
  3. «Объективное изучение поведения» в России. Школа И.П. Павлова. Угашение. Генерализация. Классический условный рефлекс.
  4. Основные понятия бихевиоризма — американской школы исследования процессов обучения. Инструментальный условный рефлекс. Ассоциативное обучение. Основные свойства ассоциативного обучения.
  5. Классификация форм обучения по Торпу. Привыкание. Сенситизация. Инструментальный условный рефлекс. Необходимые предпосылки для выработки ассоциативной связи.
  6. Ревизия теории обучения в 70-80 годы 20 века. Методологическое значение феноменов «затенения» и «блокировки», «самоформирования» и «пищевого отвращения» при выработке УР. Специфичность связи между а) раздражителем и подкреплением; б) реакцией и подкреплением. Необусловлавливаемость некоторых инструментальных реакций.
  7. Классическая этология. Отличительные особенности этологического подхода. Основные концепции классической этологии: Фиксированная последовательность действий, консумматорный (завершающий) акт, аппетентное (поисковое) поведение. Знаковые (ключевые) стимулы, врожденный пусковой механизм. Супернормальный стимул. Иерархия инстинктов по Н. Тинбергену. Ритуализация. Гипотезы о происхождении демонстраций. Представление о коммуникации у животных  с позиций классической этологии. Представление об эволюции поведения с позиций классической этологии. Значение этологического подхода для развития поведенческих исследований.
  8. Импринтинг и импринтингоподобные процессы. Ранние наблюдения Лоренца. Основные характеристики импринтинга. Изучение запечатления признаков родителя у выводковых птиц. Факторы, определяющие границы периода. Чувствительный vs критический период. Обратимость импринтинга. Настроенность на характеристики импринтируемого объекта. Нейроэтологический анализ импринтинга. Запечатление полового партнера. Запечатление признаков вида и признаков родичей.
  9. Импринтингоподобные формы обучения у птиц и млекопитающих: материнский импринтинг у млекопитаюших, обучение песне у воробьиных птиц. Роль поведенческого взаимодействия в процессе обучения. Привязанность самца к самке у моногамных грызунов. Привязанность ребенка к матери у Homo sapiens.
  10. Когнитивная психология животных. Изучение способностей к абстрагированию. Экстраполяционные рефлексы. Оперирование мерностью. Установка обучения. Способности к категоризации. Способности к счету. Обучение языку. Самовосприятие. Когнитивные способности в социальных отношениях. Биологические корреляты морали. Аффилиативные связи. Умиротворение. Восприятие «правды» и «лжи». Обман.

11.Социобиология и поведенческая экология. Основные концепции социобиологии. Отбор родичей, реципрокный альтруизм, родительский вклад, совокупная приспособленность. Различия в представлениях об эволюции поведения между классической этологией и социобиологией.

Основные методологические приемы социобиологии.

Применение теории игр для изучения эволюции поведения.

 

Темы практических занятий

Занятие 1 (5 ч.) Обсуждение проблем регистрации поведения животных в природе и в лаборатории. История использования видеозаписи поведения и современная востребованность метода в научных исследованиях. Ознакомление с тестированием в стандартных условиях, с протоколом проведения эксперимента, с оборудованием.

Наблюдение за животным и составление этограммы. Видеосъёмка и ручная регистрация поведения мелких грызунов в 3-х стандартных лабораторных тестах: «открытое поле», «крестообразный лабиринт» и «тёмно-светлая камера».

Занятие 2 (5 ч.) Видеоанализ поведения животных по полученным видеозаписям с помощью программы BORIS (Friard, O. and Gamba, M., 2016).  Выполняется по индивидуальному заданию.

Занятие 3 (5 ч.) Статистическая обработка полученных данных и графическое представление результатов. Сравнение с данными, полученными методом сплошного протоколирования. Обсуждение результатов. Составление отчёта.

 

Литература

Учебники:

  1. John Alcock Animal Behavior: Evolutionary approach. 10th Sinauer Associates, Incorpirate 2012

2.      John M. Pearce Animal Learning and Cognition: An Introduction. 3rd Edition 2008

3.      Nicholas B. Davies and John R. Krebs An Introduction to Behavioural Ecology 4th Edition 2012

 

Пособия:

  1. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975
  2. МакФарланд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988
  3. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение М.: Мир, 1992
  4. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.
  5. Докинз Р.Эгоистичный ген М.: Мир, 1993
  6. Меннинг О.Поведение животных. Вводный курс. М., Мир, 1982
  7. Роуз С.Устройство памяти. От молекул к сознанию. М., Мир 1995
  8. Тинберген Н. Поведение животных М.: Мир, 1969
  9. Хорн Г.Память, импринтинг и мозг М., Мир, 1988
  10. Wilson E.O. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press1975.
  11. Lehner P.N. Handbook a Ethological Methods New York 1990

 

Составители – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Елена Павловна Крученкова; младший научный сотрудник Анна Юрьевна Родникова, кандидат биологических наук, научный сотрудник Александр Николаевич Шиенок