Trends in Behavioral Ecology (курс на английском языке)
Курс является выборным. Он рассчитан на магистров 1 года обучения и читается на английском языке. Основные задачи курса – ознакомить студентов с современными научными трендами в области поведенческой экологии животных, как позвоночных, так и беспозвоночных; дать возможность студентам освоить основную научную терминологию в этой области на английском языке; привить навыки обсуждения научных проблем на английском языке; акцентировать внимание на грамматических и орфографических нюансах использования английского языка в научной литературе.
Программа курса
Курс является выборным: на него могут записаться студенты разных кафедр. Он рассчитан преимущественно на студентов, интересующихся сравнительными аспектами поведения животных. Наиболее полезен он может оказаться студентам кафедр зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных, энтомологии, ихтиологии, высшей нервной деятельности, биологической эволюции, антропологии, а также отчасти кафедр генетики и физиологии человека и животных. Максимальное количество студентов, которое может записаться на курс – 30 человек, что связано с интерактивным способом его проведения: к каждому занятию все участники готовятся и на каждом занятии все участники работают, учитывается посещаемость.
За основу курса взяты материалы из наиболее популярного в настоящее время зарубежного учебника по поведению животных «Animal Behaviour. An Evolutionary Approach» (автор John Alcock). Спектр обсуждаемых на занятии тем самый разнообразный, в частности: эволюция пения птиц, развитие поведения, нейрональные и гормональные механизмы контроля поведения, взаимные адаптации хищников и жертв, пищедобывательное поведение, пространственное поведение и миграции, проблемы коммуникации животных, эволюция репродуктивного поведения и систем спаривания, забота о потомстве, поведение человека. Кроме этих тем обсуждаются также оригинальные англо-язычные статьи, которые подбираются преподавателем, исходя из тем, интересующих записавшихся на занятие студентов.
Занятия проводятся в виде чередования лекций преподавателя и докладов студентов на выбранные из списка темы. Лекциям и докладам на каждом занятии предшествует написание «Quiz’ов» – коротких словарных диктантов на знание англо-язычной терминологии по текущей теме сообщения. Студентам заранее вывешивается список из 20 слов для подготовки к каждой теме.
В конце каждого занятия студентам демонстрируется короткий видеофрагмент со звуковыми комментариями носителя языка, в котором акцентируется внимание на некоторых грамматических и орфографических нюансах, которые надо иметь в виду при написании статей на английском языке.
Примеры тем статей на английском языке для подготовки докладов:
- How Many Footsteps Do Dogs Need to Determine the Direction of an Odour Trail
- Inconclusiveness of Chytridiomycosis as the Agent in Widespread Frog Declines
- Female response to song reflects male developmental history in swamp sparrows
- Individual recognition memory and social hierarchy formation in crayfish
- Learning and memory under stress
- Egg incubation temperature affects male reproductive success but not display behaviors in lizards
- Does the contraceptive pill alter mate choice in humans
- Mirror-Induced Behavior in the Magpie (Pica pica): Evidence of Self-Recognition
- Female cowbirds have more accurate spatial memory than males
- Olfactory exposure to males, including men, causes stress and related analgesia in rodents
- Biochemistry below 0 degrees C
- Sleep in amphibians and reptiles
- An invasive species reverses the roles in a host–parasite relationship
- Heritability of Migratory Activity in a Natural Bird Population
- The Dung Beetle dance: an orientation behaviour
- Perinatal Olfactory Learning in the Domestic Dog
- Dung Beetles Use the Milky Way for Orientation
- Female Scent Signals Enhance the Resistance of Male Mice to Influenza
Для получения зачёта студент должен сделать устный доклад на английском языке по одной из выбранных статей, написать словарные диктанты, предшествующие каждому докладу. На занятиях также ведётся учёт посещаемости. В случае пропусков занятий студент пишет сочинение-реферат на пропущенную тему на английском языке.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Alcock J., 2001, 2009, 2013. Animal Behaviour. An Evolutionary Approach. Oxford University Press. 494 p.
Дополнительная:
Hepper PG, Wells DL, 2005. How Many Footsteps Do Dogs Need to Determine the Direction of an Odour Trail. Chem. Senses 30: 291–298
McCallum Н., 2005. Inconclusiveness of Chytridiomycosis as the Agent in Widespread Frog Declines McCallum. Conservation Biology. Vol. 19, No. 5, pp. 1421-1430
Searcy W.A., Peters S., Silke Kipper S., Nowicki S., 2010. Female response to song reflects male developmental history in swamp sparrows. Behavioral Ecology and Sociobiology. V. 64, pp 1343–1349/
Vogel S., Schwabe L., 2016. Learning and memory under stress: implications for the classroom. Science of Learning, 1, 16011; doi:10.1038/npjscilearn.2016.11
Warner D.A.,Woo K.L., Van Dyk D.A., Evans Ch.S., Shine R., 2010. Egg incubation temperature affects male reproductive success but not display behaviors in lizards. Behav Ecol Sociobiol. 64:803–813
Alvergne A., Lummaa V., 2010. Does the contraceptive pill alter mate choice in humans. Trends Ecol Evol. 25(3):171-179
Helmut Prior H., Schwarz A., Güntürkün O., 2008. Mirror-Induced Behavior in the Magpie (Pica pica): Evidence of Self-Recognition. PLoS Biol 6(8): e202. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.0060202
Guigueno MF, Snow DA, MacDougall-Shackleton SA, Sherry DF. 2014. Female cowbirds have more accurate spatial memory than males. Biol. Lett. 10: 20140026. http://dx.doi.org/10.1098/rsbl.2014.0026
Sorge R.E. et al., 2014. Olfactory exposure to males, including men, causes stress and related analgesia in rodents. Nat Methods. 11(6):629-632
Storey KB, Mosser DD, Douglas DN, Grundy JE, Storey JM., 1996. Biochemistry below 0 degrees C: nature’s frozen vertebrates. Braz J Med Biol Res. 29(3):283-307.
Libourel PA, Herrel A., 2016. Sleep in amphibians and reptiles: a review and a preliminary analysis of evolutionary patterns. Biol Rev Camb Philos Soc. 91(3):833-66
Reichard M., Vrtílek M., Douda K., Smith Carl, 2012. An invasive species reverses the roles in a host–parasite relationship between bitterling fish and unionid mussels. Biol. Lett. 8, 601–604
Berthold P., Pulido F., 1994. Heritability of Migratory Activity in a Natural Bird Population. Proc. R. Soc. Lond. B. 257: 311-315
Baird E. et al. , 2012. The Dung Beetle dance: an orientation behaviour. PLoS One. 2012; 7(1): e30211. doi: 10.1371/journal.pone.0030211
Hepper P.G., Wells D.L., 2006. Perinatal Olfactory Learning in the Domestic Dog. Chem. Senses 31: 207–212
Dacke M. et al., 2013. Dung Beetles Use the Milky Way for Orientation. Current Biology 23, 298–300
Litvinova E.A. et al., 2010. Female Scent Signals Enhance the Resistance of Male Mice to Influenza. PLoS ONE 5(3): e9473. doi:10.1371/journal.pone.0009473
Составитель — кандидат биологических наук, доцент Сергей Викторович Огурцов