К Столетнему юбилею Константина Николаевича Благосклонова (1910-1985)

С.В. Багоцкий
Ученый секретарь Московского общества испытателей природы

8 января 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения крупного советского орнитолога, выдающегося деятеля в области охраны природы и природоохранного образования Константина Николаевича Благосклонова (1910-1985).

Константин Николаевич Благосклонов родился в древнем Дмитрове и вырос в древнем Владимире. Он навсегда сохранил любовь к прошлому нашего Отечества, которое он знал на уровне профессионального историка.

Костя Благосклонов был разносторонним и увлекающимся подростком. Он очень любил живую природу, держал дома самых разных животных. Увлекался историей, писал стихи, рассказы.

Перед войной Константин Николаевич окончил Биологический факультет МГУ, на котором и проработал всю жизнь, если не считать четырех фронтовых лет.

Чисто академические интересы К.Н. Благосклонова были связаны с экологией и поведением птиц, особенно с поведением в период размножения. А любимым методом исследования – простой полевой эксперимент. Он с иронией относился к чисто лабораторным биологическим исследованиям, неоднократно повторяя, что «ворона не такая дура, чтобы делать ту чушь, которую ждет от нее экспериментатор».

К.Н. Благосклонов предложил простые методики, позволяющие привлекать птиц в зеленые зоны населенных пунктов и даже крупных городов. Всю жизнь он мечтал написать большую монографию «Городская орнитология», для которой у него был собран огромный материал. Но, к сожалению, так и не успел это сделать.

Константин Николаевич был одним из авторов (и, по-видимому, инициатором создания) первого в нашей стране ВУЗовского учебника по Охране природы, одним из инициаторов создания и куратором Дружины по охране природы в Московском государственном университете. 

Долгие годы Константин Николаевич Благосклонов руководил Биологической олимпиадой школьников в Московском университете, а затем был председателем неофициального Координационного совета Биологических олимпиад школьников в СССР.

К.Н. Благосклонов оставил фантастическое (около шестисот) число публикаций на самые разные темы. Среди них книги, научные, научно-популярные и публицистические статьи, рассказы, стихи.

Константин Николаевич Благосклонов умер от сердечного приступа в ночь на первое сентября 1985 года в канун нового учебного года..

11 января 2010 года Биологический ф-т МГУ провел заседание памяти Константина Николаевича Благосклонова. Организаторы заседания попросили меня рассказать о его педагогической деятельности. Текст моего выступления (в несколько приглаженной форме) привожу ниже.


Глубокоуважаемые коллеги! 

Мне посчастливилось семнадцать лет тесно сотрудничать с Константином Николаевичем Благосклоновым в делах, связанных с работой со школьниками. Общение и сотрудничество с Константином Николаевичем было великолепной школой, давшей мне очень много и в научном, и в педагогическом, и в организационном отношении.

Среди наиболее важных достижений Константина Николаевича в области педагогики по праву называют создание Биологической олимпиады школьников в Московском университете.

Первыми предметными Олимпиадами школьников в нашей стране были олимпиады по математике. В высшей степени знаменателен тот факт, что они возникли одновременно со стахановским движением и, по-видимому, были порождены одной и той же политической линией. Эта линия была связана с осознанием того, что создать в крестьянской России армию «профи» западного образца невозможно и, поэтому, главной силой модернизации страны должны стать люди с психологией и ценностями Мастера Левши.

Биологическая олимпиада школьников в Московском университете, первая биологическая олимпиада в СССР, возникла в совершенно другую эпоху. Идея провести такую Олимпиаду принадлежит не к ночи будь помянутому Исаю Израилевичу Презенту, ближайшему соратнику Т.Д. Лысенко, занимавшему в те годы посты декана Биологических факультетов и Московского и Ленинградского государственных университетов. Исай Израилевич очень рассчитывал, что такое мероприятие будет полезным для воспитания подрастающего поколения в духе «мичуринского учения». Под руководством Презента и была проведена первая олимпиада.

Однако же свойственная И.И. Презенту слабость по отношению к молодым и красивым студенткам привела к тому, что с должностью декана ему пришлось распрощаться. А, заодно уж и с должностью руководителя Биологической олимпиады. Руководство Олимпиадой было передано Константину Николаевичу Благосклонову, имевшему к тому времени большой опыт работы с юными натуралистами. Он возглавлял Олимпиаду более 20 лет.

У Константина Николаевича быстро сформировались (а, возможно, и существовали изначально) достаточно четкие представления о том, какой должна быть Биологическая Олимпиада. Эти представления сводились к следующему:

Прежде всего, Биологическая Олимпиада школьников – это не экзамен, а игра. Она не проверяет знания, а вовлекает юношество в занимательную и интересную деятельность, в процессе которой это юношество интеллектуально растет.        

Задания, которые предлагаются на Олимпиаде, должны быть интересными  и доступными не только узкому кругу победителей, но и всем участникам. Константин Николаевич говорил, что в хорошем олимпиадном варианте обязательно должно быть одно задание, которое решат все, и одно задание, которое не решит никто. Последнее нужно для того, чтобы у победителей не возникали преувеличенные мнения о своей учености.

По мнению К.Н. Благосклонова главным достоинством будущего биолога являются любовь к самостоятельным наблюдения в природе и запас знаний, полученный в ходе таких наблюдений. Его не интересовали знания, предусмотренные школьной программой, но зато очень интересовало практическое знание природы, которое невозможно приобрести на уроках. Участник Олимпиады должен был знать «в лицо» все виды  наземных позвоночных Подмосковья, уметь читать следы на снегу, определять растения в гербарии и ветки в безлистном состоянии.

У Олимпиады, построенной на такой основе, было два противника.

Очень опасным противником в начале 1950-х годов были сторонники академика Т.Д. Лысенко, всячески стремившиеся использовать Биологическую олимпиаду для пропаганды сомнительных идей своего шефа. Руководство факультета критиковало Олимпиаду за то, что она не пропагандирует «мичуринское учение». Константин Николаевич вежливо соглашался с критикой, но делал все по своему.

В.С. Прасолов: Я участвовал в Олимпиаде в конце 1950-х – начале 1960- годов и не помню, чтобы на ней предлагались вопросы в лысенковском духе.

С.В. Багоцкий: Это происходило не само собой, а благодаря мудрому руководству Константина Николаевича, научившего эффективно спускать поползновения лысенковцев на тормоза.

Другим противником олимпиады были «экзаменаторы», большую часть которых составляли школьные и ВУЗовские преподаватели, привыкшие к определенному стилю отношений между учителем и учеником. Это были до занудства серьезные люди, считавшие главным достоинством ученика умение повторить мудрые слова мудрого преподавателя. Эта категория критиков непрерывно выступала с устными и письменными заявлениями, по поводу того, что Биологическая олимпиада школьников в МГУ игнорирует работу лучших школ и опыт лучших учителей.

К сожалению, вскоре появилась и более «благородная» группа экзаменаторов. К началу 1960-х годов ведущие биологические кружки и их руководители освоили технологию интенсивной подготовки школьников к олимпиаде в МГУ. После этого оказалось, что Олимпиада поощряет не столько школьников, самостоятельно наблюдающих за птицами, сколько школьников, умеющих повторить слова мудрого преподавателя. Соревнование между школьниками превратилось в соревнованием между руководителями кружков. А олимпиада опять стала экзаменом. Идеология Олимпиады, разработанная Константином Николаевичем, начала давать сбои.

Константин Николаевич хорошо понимал ситуацию и искал выход. Однако окончательно удалось решить проблему только в 1970-х годах, когда на Олимпиаде стали предлагаться задачи, на которые не было готовых ответов.   

В 1964 году Т.Д. Лысенко «вышел из доверия» у партийного руководства. Была восстановлена в правах генетика, и настоящий, а не «творческий» дарвинизм. Наступил новый период в развитии отечественной биологии, характеризующийся резким и, на первом этапе, непропорциональным ростом престижа экспериментальных разделов биологии: биохимии, биофизики, генетики, цитологии. Кафедры, готовящие специалистов в области экспериментальной биологии, выражали естественное желание, чтобы Олимпиада ориентировалась не только на будущих зоологов и ботаников, но и на будущих молекулярных биологов.

В разговорах с представителями соответствующих кафедр Константин Николаевич неизменно задавал простой вопрос: «А как Вы это себе представляете?». Представления оказывались весьма примитивными: «Экзамен по ВУЗовской программе». Константин Николаевич тактично объяснял коллегам всю нелепость этой идеи, но время ставило этот вопрос снова и снова.

Параллельно, хотя и менее заметно, шел другой процесс: процесс сближения полевых и экспериментальных дисциплин. Это процесс оказал гораздо большее влияние на Олимпиаду. В начале 1970-х годов на Олимпиаде появляются задачи на анализ причинно-следственных связей, на составление схем экспериментов и их анализ и т.д. Своеобразие таких задач заключалось в том, что большинство из них не имели однозначного ответа, которые можно было услышать из уст мудрого преподавателя. Нужно было обходиться своим умом. Поэтому интенсивная подготовка школьников к олимпиаде если и не отмерла совсем, то заняла подобающее ей скромное место.

Новые подходы внедрялись отнюдь не безболезненно. И сам Константин Николаевич принял далеко не все из предлагавшихся новшеств.

В 1973 году Константин Николаевич отходит от непосредственного руководства Биологической олимпиады школьников в Московском университете и становится Председателем неофициального координационно-методического совета Биологических олимпиад школьников в СССР. Отныне главным направлением его деятельности становится изучение и обобщение опыта проведения Биологических олимпиад в СССР. А главным практическим результатом – участие школьников из разных концов Советского Союза в Олимпиаде в МГУ. За 10 лет Олимпиада в Московском университете превратилась в неофициальную Всесоюзную биологическую олимпиаду школьников. На нее приезжали юные натуралисты из всех 15 союзных республик, обсуждался проект участия в Олимпиаде школьников из братской Болгарии. Но, к сожалению, из-за безвременной кончины легендарного Министра просвещения Болгарии Людмилы Живковой эту идею реализовать не удалось.

В 1970-х годах в нашей стране разрабатывается стратегия того, что не совсем удачно называют «экологическим образованием». Константин Николаевич принимает активное участие в этой работе, занимая при этом особую позицию. К.Н. Благосклонов полагал, что в основе природоохранного воспитания подрастающего поколения должна лежать практическая деятельность в области Охраны окружающей среды. Он довольно равнодушно относился к спорам на тему о том, нужен или не нужен самостоятельный предмет под названием «экология», не без оснований полагая, что не в этом счастье. Но зато активно ставил вопрос о том, что в каждой школе должен быть штатный воспитатель, отвечающий за природоохранную работу учащихся. Однако экологическое образование пошло другим путем.

Во многих отношениях Константин Николаевич опередил свое время. Он опередил его как исследователь. В его время считалась, что для зоологии наиболее интересно исследование животных в нетронутой природе. Константин Николаевич наглядно показал, сколь интересным может быть изучение процессов, происходящих в нарушенных городских и сельских биогеоценозах. Он понимал, что именно здесь в наши дни и находится острие эволюции живой природы и именно здесь ее и следует наблюдать.

Одним из первых оценил Константин Николаевич и активную роль поведения в эволюции животных. Широко известен его афоризм «Поведение – это разведка эволюции». Во времена К.Н. Благосклонова профессиональные эволюционисты об этом не говорили, да и сегодня говорят не очень охотно, особо не интересуясь эволюционными новшествами, распространяющимися не путем естественного отбора, а обычного подражания.

И как деятель Охраны природы Константин Николаевич тоже определил свое время. Люди, с ним работающие, всегда отмечали его глубокие знания в области истории вообще, и истории культуры в частности. Когда факультетская общественность выезжала на экскурсию в какой-то старинный город, Константин Николаевич неизменно брал на себя роль экскурсовода, а штатный экскурсовод от бюро Путешествий и Экскурсий почтительнейше записывал рассказы Константина Николаевича в свою записную книжку.

Вообще говоря, хобби у людей бывают разные. Но для Константина Николаевича история и культура не были хобби. Они были составной частью его интересов и его деятельности в  области охраны природы. Как никто другой Константин Николаевич понимал, что охрана природы и сохранение культурного наследия – это две стороны одной и той же деятельности. И ключевое слово здесь – не «экология», а «охрана». Стремление охранять и природу и культурное наследие формируется у людей, которые хотят жить в разнообразном и многоцветном мире, ценят и любят разнообразие во всем и искренне огорчаются, когда что-то в окружающем нас мире необратимо исчезает.

Разные эпохи по разному относились к разнообразию. И в 1930-х и в 1960-х годах оно было не в моде: прекрасный новый мир из стекла и бетона казался более привлекательным. А изучение разнообразия презрительно именовалось «коллекционированием марок» и противопоставлялось «физике». Однако, с начала 1970-х отношение к разнообразию и в природе и в культуре изменилось: люди стали ощущать ценность редкого вида животных, уникального уголка природы, старинной церкви, народной песни.

Как во времена Константина Николаевича, так и в наши дни, среди юных натуралистов, закономерно появляются мальчики и девочки, увлекающиеся разнообразием не только в природе, но и в культуре. Наиболее яркий пример – ученик Петра Петровича Смолина Александр Василевский, в дальнейшем ставший выдающимся богословом отцом Александром Менем.

Подозреваю, что многогранная деятельность отца Александра Меня по большому счету определялась не столько верой в Бога, сколько стремлением сохранить для будущих поколений культурные ценности, накопленные человечеством. Об этом наглядно свидетельствует его семитомная «История религии». Вне зависимости от отношения к религиозным убеждениям отца Александра, такая цель заслуживает одобрения и поддержки.

К сожалению, мысль о неразрывной связи между Охраной природы и Охраной культурного наследия в наши дни не пользуется признанием среди педагогической общественности. Массовое возмущение вызывают самые элементарные вопросы о памятниках истории и культуры, предлагаемые на Экологических олимпиадах в Москве. «Какое отношение все это имеет к экологии?» — говорят наши оппоненты. Простите, уважаемые коллеги, но Олимпиада по экологии нужна нашей стране не больше, чем олимпиада по генетике или биохимии. А вот Олимпиада по охране природного и культурного наследия очень нужна. Поэтому давно пора «исправить имена», преобразовав Экологическую олимпиаду школьников в Олимпиаду школьников по Охране природного и культурного наследия. Константин Николаевич был очень яркой личностью, заражавшей своей энергией и вовлекавший в полезные дела многих людей. Идеи Константина Николаевича, направления деятельности, им заложенные, и сегодня, в 21 веке, играют важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения.