Малый практикум по зоологии позвоночных (практические занятия по курсу «Зоология позвоночных» для студентов I курса бакалавриата)

Курс «Зоология позвоночных», читаемый в весеннем семестре студентам 1 курса бакалавриата биологического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики, состоит из двух частей: лекционной части и практических занятий, обычно именуемых «Малым практикумом».

Главное содержание работы студентов на занятии состоит в зарисовывании анатомических препаратов, выданных преподавателем или изготовленных самостоятельно из предоставленных объектов. Рисунки не служат самоцелью, а используются в качестве средства протоколирования наблюдений, побуждающего студентов к детальному визуальному исследованию объектов. Полноценный рисунок должен быть продуктом синтеза того, что мы понимаем, и того, что видим на данном объекте. Надписи – это важнейший компонент готового рисунка, неотъемлемая деталь его как протокола исследования, которая должна делать рисунок инструктивным – прежде всего для своего автора при подготовке к коллоквиуму и экзамену. Преподаватель проверяет рисунки в конце занятия и подписывает их в знак приема выполненного задания.

Кроме знакомства с анатомическими препаратами студенты направления подготовки «Биология» биологического факультета знакомятся ещё с видовым разнообразием групп позвоночных животных и упражняются в определении систематического положения изучаемых объектов. У студентов факультета биоинженерии и биоинформатики, а также у студентов, обучающихся на направлению «Экология и природопользование» биологического факультета, занятия по систематике позвоночных в весеннем семестре в программу занятий не входят.

Студенты, которые пропустили то или иное занятие Малого практикума направляются на отработку, где получают материал только после сдачи теории. Теория сдаётся студентом заранее, до отработок, преподавателю своей группы. Отработка по каждой теме предоставляется только в течение двух или трех недель после прохождения этой темы на практикуме.


Для всех занятий, кроме первого, предусматривается самостоятельная подготовка студентов, опрос которых в начале занятия в той или иной форме сочетается с объяснением. Поэтому уже на первом занятии студентам сообщают названия учебников и учебных пособий, которые им предстоит использовать для подготовки, и в конце каждого занятия – точный перечень тем для изучения к следующему занятию.

Опрос и объяснение преподаватели, участвующие в проведении практикума, комбинируют различными способами, которые могут считаться методически равноценными, и все могут быть рекомендованы к использованию:

1. Можно провести опрос нескольких студентов по теме занятия, а затем кратко подытожить сказанное ими, исправив допущенные неточности.

2. Можно давать объяснение устами студентов, направляя их рассказ наводящими вопросами. Надо признать, что этот способ сопряжен с большей затратой времени, чем предыдущий.

3. Объяснение дается исключительно преподавателем, а вместо устного опроса перед этим проводится письменная контрольная: каждый студент получает листок бумаги с заранее написанным вопросом, на который пишет ответ в течение 10-20 минут. Этот способ можно считать наиболее быстрым и эффективным.

Важный материал для изучения на практикуме представляют собой характеристики групп. Имеются в виду даже не полные характеристики, содержание которых, безусловно, известно студентам, а, так сказать, оглавления этих характеристик, списки пунктов, достойных включения в характеристику. Они представляют собой продукт длительной работы зоологов, краткие формулы, которые вопреки наивным ожиданиям студентов не могут быть составлены экспромтом. Подготовка характеристики задается на дом для освоения при переходе к каждой новой систематической группе. Преподаватель на каждом занятии приводит свою, рекомендуемую версию характеристики, которую студенты записывают.


Практикум включает следующие занятия:

1. Строение ланцетника

2. Строение миноги

3. Скелет рыб

4. Внутреннее строение рыб

5. Нервная система рыб

6. Систематика надкласса Рыбы

7. Внутреннее строение лягушки

8. Систематика класса Амфибии

9. Скелет варана

10. Систематика класса Рептилии

11. Скелет птицы

12. Внутреннее строение перепела

13. Систематика класса Птицы

14. Скелет млекопитающих

15. Вскрытие крысы

16. Систематика класса Млекопитающие

17. Коллоквиум.

Перед коллоквиумом, который проходит по завершении практических занятий, стоит двойная задача – во-первых, проконтролировать понимание студентами основных положений, выносимых на практикум, а во-вторых, – помочь им подготовиться к экзамену путем «генеральной репетиции» наиболее важных и трудных вопросов из затронутых в ходе практикума.

В виду большого числа студенческих групп (22 группы), проходящих Малый практикум, к его проведению подключается не только весь преподавательский состав, но и многие научные сотрудники и аспиранты кафедры зоологии позвоночных.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению Малого практикума по зоолоогии позвоночных можно скачать в pdf-формате. Рекомендации рассчитаны на преподавателей, но могут быть также полезны и студентам.