Зоопсихология и сравнительная психология
для студентов психологического факультета
Зоопсихология — это наука о психике различных животных, которая изучает происхождение и развитие в онто- и филогическо- психических процессов, а также предысторию и предпосылки человеческого сознания. Сравнительная психология — это раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза. В современной зоопсихологии можно выделить два основных направления: исследование когнитивных (познавательных) способностей животных и исследования животных в качестве экспериментальных моделей для изучения психики человека. Зоопсихология является основной наукой об интеллектуальном и адаптивном поведение животных.
Зоопсихология – целостная наука, которая включает в себя этологию (наблюдение за животными в естественных условиях), экспериментальную психологию (эксперименты по моделированию различных поведенческих ситуаций), а также физиологию (морфологические и функциональные исследования мозга). При этом ни в коем случае нельзя рассматривать все эти отрасли зоопсихологии как отдельные, тем более противопоставляемые друг другу части. Они взаимно дополняют сведения, предоставленные другой отраслью. Взаимоотношение животных с окружающей их средой обитания зависит от уровня развития нервной системы. В эволюции нервная система претерпела несколько этапов развития, которые стали поворотными пунктами в качественной организации её деятельности.
Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.
В этом курсе рассмотрены основные концепции, используемые при анализе поведения в рамках тех научных школ (парадигм), в которых они появились. Особое внимание в курсе уделено отдельным типам поведения животных: социальному, репродуктивному, пищевому, а также коммуникации животных.
Основные темы лекций
1. Сравнительная психология
Эволюция психики. Развитие нервной системы высших позвоночных. Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных. Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных.
2. История изучения поведения.
Основные направления исследований поведения в конце 19-го — первой половине 20 века. Основные современные направления изучения поведения. Зоопсихология в России. Вагнер. Фабри. Павловская школа о поведении и психике животных.
3. Классическая этология.
Отличительные особенности этологического подхода.
Основные концепции классической этологии. Фиксированная последовательность действий. Завершающий акт. Поисковое поведение. Знаковые стимулы. Врожденный пусковой механизм. Супернормальный стимул. Иерархия инстинктов (по Н. Тинбергену). Ритуализация. Гипотезы о происхождении демонстраций.
Представление о коммуникации у животных с позиций классической этологии. Представление об эволюции поведения с позиций классической этологии. Значение этологического подхода в развитии поведенческих исследований. Критика классической этологии.
4. Бихевиоризм и теории обучения.
Значение теорий обучения в формировании основных исследовательских парадигм. Классификация форм обучения (по В. Торпу). Привыкание. Сенситизация поведения. Ассоциативное обучение. Классический условный рефлекс. Инструментальный условный рефлекс. Основные свойства ассоциативного обучения. Угашение. Генерализация. Необходимые предпосылки для выработки ассоциативной связи.
5. Физиологические основы поведения
Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Условия образования условных рефлексов. Совпадающий условный рефлекс. Отсроченные реакции. Возбуждение и торможение. Проблема наследования условных рефлексов.
6. Инстинктивное поведение
История изучения инстинктов. Основные положения концепции Лоренца. Аппетенция. Структура поведенческого акта. Поисковая стадия. Ключевой раздражитель. Релизеры. Врожденный разрешающий механизм. Завершающий акт. Фиксированный комплекс действий (ФКД).
Некоторые физиологические механизмы инстинктивного поведения. Доминанта возбуждения. Спонтанное проявление инстинктов. Истощение двигательного акта. Гидравлическая модель Лоренца. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.
7. Импринтинг и импринтингоподобные процессы.
Ранние наблюдения Лоренца. Основные характеристики импринтинга.
Изучение запечатления признаков родителя у выводковых птиц. Факторы, определяющие границы периода. Чувствительный (критический) период. Обратимость.
Запечатление полового партнера. Импринтируемые признаки. Запечатление признаков вида и признаков родичей. Другие импринтингоподобные формы обучения у птиц и млекопитающих.
8. Обучение
Классификации форм обучения. Неассоциативное обучение. Ассоциативное обучение. Когнитивные процессы: латентное обучение; выбор по образцу. Обучение, основанное на представлениях о пространстве; порядке стимулов; времени, числе. «Инсайт-обучение».
Экспериментальное изучение условно рефлекторной деятельности. Классические условные рефлексы. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок). Работы Ф. Скиннера и К. Прайор. Реакция избегания. Метод последовательного приближения или формирование поведения. Метод свободного оперантного поведения.
Дрессировка. Наталкивание. Стадия отработки. Стадия упрочнения. История «умного Ганса».
Обучение животных в естественных условиях. Натуральные условные рефлексы. Облигатное обучение. Факультативное обучение.
9. Проблемы когнитивной психологии
Методики, разработанные Л.В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов. Результаты сравнительного изучения рассудочной деятельности животных разных таксономических групп, полученные при помощи описанных выше методик.
Изучение способностей к абстрагированию. Экстраполяционные рефлексы. Оперирование мерностью. Установка обучения. Способности к категоризации. Способности к счету. Обучение языку. Самовосприятие.
Когнитивные способности в социальных отношениях. Аффилиативные связи. Умиротворение. Восприятие «правды» и «лжи». Обман. Роль рассудочной деятельности в поведении животных.
10. Типы поведения животных
Пищедобывательное поведение. Сложные формы поведения, связанные с питанием. Изобретение новых способов добывания пищи. Симбиозы. Орудийные действия. Строительная деятельность, связанная с питанием. Изменение пищедобывательного поведения под воздействием внешних условий. Запасание корма. Причины, вызывающие запасание корма. Изменчивость поведения, связанного с запасанием корма. Способы запасания пищи. Использование животными чужих запасов. Экспериментальное изучение пространственной ориентации птиц, делающих запасы. Теория оптимального фуражирования.
Комфортное поведение. Определение комфортного поведения. Типы комфортного поведения.
Оборонительное поведение. Формирование оборонительного поведения. Агрессия. Определение агрессии. Классификация типов агрессии. Внутривидовая агрессия. Территориальная и межгрупповая агрессия. Межвидовая агрессия. Немотивированная агрессия. Роль агрессии во взаимоотношениях животных.
11. Социальное поведение.
Типы сообществ. Агрегация. Анонимное сообщество. Анонимное сообщество закрытого типа. Анонимное сообщество открытого типа. Внутривидовая и межвидовая агрессия. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества Вожак. Группы эквипотенциального типа. Индивидуализированное сообщество. Эусоциальность.
Иерархия. Системы иерархии. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках.
Индивидуальная дистанция. Индивидуальный участок. Лидер. Микропопуляция. Общественный инстинкт. Одиночный образ жизни. Парцеллярная группировка. Пространственная структура популяции. Ритуализация поведения. Скопление. Структура популяции. Территориальность.
12. Социобиология и поведенческая экология.
Основные концепции социобиологии. Отбор родичей, реципрокный альтруизм, совокупная приспособленность и др. Различия в представлениях об эволюции поведения между классической этологией и социобиологией. Основные методологические приемы социобиологии. Применение теории игр для изучения эволюции поведения. Концепция эволюционно стабильной стратегии Эволюция кооперации. Дилемма заключенных.
13. Поведение, связанное с размножением.
Способы размножения. Бесполое размножение. Половое размножение. Роль химической коммуникации в размножении. Индивидуальный запах. Феромоны и их роль в половом поведении. Роль полового размножения в эволюции. Половой отбор. Репродуктивная изоляция. Типы брачных отношений животных. Роль разных форм брачных отношений в эволюции.
Половое поведение. Коммуникации в половом поведении. Сигналы. Акустическая сигнализация. Зрительная сигнализация. Половой диморфизм. Ритуализация полового поведения. Половое поведение и агрессия. Брачные церемонии животных.
Родительское поведение. Способы рождения. Забота о потомстве. Типы заботы о потомстве. Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства. Забота о потомстве до обретения им самостоятельности. Забота о потомстве у разных таксономических групп. Беспозвоночные. Способы заботы о потомстве. Родительское поведение рыб. Использование «помощи» других видов для выращивания потомства. Импринтинг. Земноводные. Причины разнообразия родительского поведения. Особенности размножения амфибий. Пресмыкающиеся. Особенности размножения рептилий. Птицы. Особенности размножения птиц. Моногамия у птиц. Объединения птиц на период выращивания потомства. Коллективная инкубация яиц. Гнездовые колонии пингвинов. Млекопитающие. Подготовка к родам. Взаимодействие с подрастающими детенышами. Защита потомства. Усыновление чужих детенышей. Распад семей. Расселение молодняка.
14. Коммуникация животных.
Коммуникация как процесс общения. Определение коммуникации. Понятие о «доноре» и «реципиенте». Особенности и специфика биокоммуникации. Понятия донора и реципиента. Посредники коммуникации. Основные каналы коммуникации: визуальный, химический, акустический.
Типы коммуникативных сигналов: тактильная коммуникация, звуковые, химические и зрительные сигналы.
Основные типы сигналов, используемые животными.
Химическая коммуникация. Ее специфика и отличия от других способов общения. Феромоны. Изучение феромонов насекомых и млекопитающих. Кожные железы млекопитающих. Изучение действия обонятельных сигналов на организм. Использование феромонов для диагностики состояния и управления поведением животных в искусственной и естественной среде.
Акустическая коммуникация. Специфика передачи и восприятия сигналов в разных классах животных. Звукоиздающие системы позвоночных. Усложнение вокальных сигналов в ходе эволюции. Информация в сигналах общения и способы ее изучения. Звуковые ловушки.
Способы достижения лучшего прохождения сигнала. Коммуникация в зашумленной среде. Индивидуальное распознавание.
15. Обучение коммуникации.
Изменчивость способов коммуникации птиц в пренатальный период: элементы коммуникации; предрасположенность; общение матери и эмбриона. Импринтингоподобные процессы при обучении песням у воробьиных птиц. Структура песни. Схема выработки песни у певчих воробьиных птиц. Усложнение реально протекающих процессов по сравнению со схемой. Перекрывание фаз запоминания и моторной и пр. Роль поведенческого взаимодействия в процессе обучения. Исследование амадин. Изменчивость выучиваемых структур при обучении песне (чему птица обучается). Функции песни.
Эффект пренатального воздействия голоса матери на плод человека; слуховая способность плода; звуковая среда матки; слуховая стимуляция плода. Постнатальное обучение: предпочтение младенцем голоса, языка матери, выбор фраз, наиболее часто повторяемых матерью во время беременности.
16. Коммуникация и язык.
Основные функции языка. Характерные свойства языка: двойственность, продуктивность, произвольность, взаимозаменяемость, специализация, перемещаемость, культурная преемственность. Методы изучения языка животных.
Принципы звукопроизводства у млекопитающих и предпосылки для формирования речи человека. Язык человека: происхождения, функции. Существует ли связь между речью и письменностью?
Понятие о языках-посредниках. Язык жестов (амслем); пластиковые символы на магнитной доске; компьютерная обучающая система (искусственный язык «йеркиш»). Основные программы обучения с помощью языков-посредников обезьян, дельфинов, попугаев.
17. Генетика поведения.
Методы и объекты генетики поведения. Генетические исследования элементарной рассудочной деятельности и других когнитивных способностей животных. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных. Генетические исследования способности к обучению.
Роль генотипа и среды в формировании поведения животных.
Два подхода генетики поведения: «от поведения к гену» и «от гена к поведению»
Психогенетика человека и генетика поведения животных.
Литература
Основная:
Зорина З.А., И.И. Полетаева, Ж.И. Резникова. Поведение животных МГУ, 1999
МакФарланд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.
Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975
Дополнительная:
Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение М.: Мир, 1992
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.
Докинз Р. Эгоистичный ген М.: Мир, 1993
Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М., Мир, 1982
Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М., Мир 1995
Составитель — доктор биологических наук, профессор Ирина Рюриковна Бёме