Занятие носит семинарский характер. В ходе спецкурса студенты не только знакомятся с современными исследованиями в области зоологии позвоночных, но и учатся сами представлять свою научную (дипломную) работу в виде устных сообщений и оформлять её в виде научной публикации. Для стимуляции участия студентов в различных мероприятиях на получение научных грантов в рамках семинара проводится конкурс «Учебная заявка на грант»: студентам предлагается заполнить заявку по образцу инициативного проекта РФФИ. Всё это должно позволить учащимся научиться осмысленно выдвигать цель и задачи своего исследования, а также видеть фундаментальную научную проблему в своей, на первый взгляд, узкоспециализированной работе.
Программа дисциплины
На нескольких первых занятиях для выступления перед студентами приглашаются несколько специалистов, работающих по различным направлениям современной зоологии. Примеры тем таких выступлений: «Особенности и происхождение моногамных отношений у ящериц», «Происхождение и эволюция наземной и древесной локомоции птиц», «Свисты и импульсно-тональные сигналы – две системы коммуникативных акустических сигналов афалин», «Применение изотопного анализа для познания биологии и экологии ныне живущих и вымерших животных», «Многовидовые сообщества камышевок Палеарктики», «Репродуктивные стратегии кошачьих: пре- и посткопуляционные механизмы репродуктивного успеха», «Индивидуальность у птиц», «Нейронные «пространственные карты» и пространственная память» и др.
Далее каждый студент готовит на семинаре доклад, предваряющий защиту его дипломной работы. В 30-минутном докладе студент излагает обзор литературы по изучаемой научной проблеме и подводит слушателя к постановке цели и задач своей дипломной работы. В обсуждении участвуют не только студенты, но и сотрудники кафедры, специалисты по излагаемой проблематике; том числе на докладе обязательно присутствуют научные руководители студента, что служит предварительным контролем качества готовящихся к защите работ. Студенты обучаются сообщать о результатах работы в форме устных докладов и формулировать ответы на возникающие вопросы, что, как показывает опыт, повышает качество выступлений на самих защитах дипломов.
Одно занятие проводится по ознакомлению с правилами написания и оформления дипломных работ и статей для научных журналов. Студентам рассказывают о структуре работы, принятых правилах оформления рисунков и таблиц в публикациях, правилах цитирования литературы, оформления списка литературы и т.п. С этой целью специально издано «Методическое пособие по обработке результатов и оформлению курсовых и дипломных работ, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций» (Огурцов, 2015), раздаваемое студентам.
С целью структурировать представление студентов о своём собственном исследовании, а также для стимуляции участия студентов в различных мероприятиях на получение грантов на научные изыскания проводится конкурс «Учебная заявка на грант». Студентам предлагается заполнить заявку по образцу инициативного проекта РФФИ (формы 1 и 4), по теме своей дипломной работы. Каждая заявка рецензируется 3 сотрудниками кафедры и оценивается по определённой шкале в баллах. Три лучшие заявки премируются книгами. В заключение проводится одно занятие по общему обсуждению поданых заявок с участием сотрудников кафедры, имеющих реальный опыт в экспертной оценке грантов научных фондов.
Для контроля посещамости семинара студентам разрешается пропустить по любой причине не более 2 занятий в семестре. При каждом следующем пропуске студент обязан написать реферат по теме пропущенного доклада. Критерии выставления зачёта – посещаемость занятий, написание рефератов по темам пропущенных занятий, доклад по теме дипломной работы и написание учебной заявки на грант.
Примеры тем докладов студентов:
- Скрытое таксономическое разнообразие листоносых семейства Hipposideridae
- Географическая изменчивость морфологических и акустических признаков черноголовой гаички в Палеарктике
- Особенности гнездовой биологии дальневосточного кроншнепа
- Генетическая обособленность нагульного скопления горбатых китов восточной Чукотки
- Особенности социального и материнского поведения бурых медведей
- Пространственно-этологическая структура популяции у ящериц рода Darevskia
- Кормодобывательные стратегии волка
- Поведенческая экология зубров
- Обонятельно- и зрительно-направляемое поведение головастиков бесхвостых амфибий
- Совместная забота о потомстве в социальных группах хищных млекопитающих
- История изучения одонтологических признаков у пищух
- Филогеография и генетическая изменчивость мохноногого тушканчика, Dipus saggita, в аридных пространствах
- Географическая изменчивость морфологических и акустических признаков надвидового комплекса черноголовых чеканов, Saxicola torquatus sensu lato
- Развитие мускулатуры передней конечности обыкновенного крота (Talpa europea)
- Моногамия, полигамия и внебрачное отцовство: взаимодействие разных репродуктивных стратегий у мухоловки пеструшки
- Структура крика самцов благородного оленя подвида марал, Cervus elaphus sibiricus
- Взаимодействие мать-детёныш и развитие социального поведения в онтогенезе нильского крылана
- Выбор полового партнёра в тесте на предпочтение у трёх видов песчанок: сравнительный анализ
Литература
Огурцов С.В., 2015. Методическое пособие по обработке результатов и оформлению курсовых и дипломных работ, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций. Москва. 30 с. (доступно в электронном виде на сайте биологического факультета МГУ)
Составители — доктор биологических наук, профессор Ирина Рюриковна Бёме, кандидат биологических наук, доцент Сергей Викторович Огурцов