Учебный курс «поведение животных» ставит своей целью познакомить студентов со всеми основными современными школами и подходами к изучению поведения животных. Спецкурс читается в весеннем семестре на третьем курсе бакалавриата и рассчитан на студентов – зоологов, знакомых с основами зоологии позвоночных. Форма итоговой отчетности – зачет.
Спецкурс включает лекционную и практическую части. Практическая часть призвана познакомить студентов с современными приёмами регистрации и анализа поведения позвоночных животных. Практические занятия посвящены работе с животными в тестовых ситуациях с использованием видеосъёмки и компьютерных средств обработки полученных видеозаписей.
Темы лекционных занятий
- Обзор основных школ исследований поведения животных. Современные направления изучения поведения.
- Формирование парадигмы сравнительной психологии. Ч. Дарвин, Д. Романес, К. Ллойд Морган. Постановка проблемы «объективного изучения поведения». Сравнительные исследования эмоций, интеллекта и способностей к обучению. Значение теорий обучения для формирования основных школ исследований поведения.
- «Объективное изучение поведения» в России. Школа И.П. Павлова. Угашение. Генерализация. Классический условный рефлекс.
- Основные понятия бихевиоризма — американской школы исследования процессов обучения. Инструментальный условный рефлекс. Ассоциативное обучение. Основные свойства ассоциативного обучения.
- Классификация форм обучения по Торпу. Привыкание. Сенситизация. Инструментальный условный рефлекс. Необходимые предпосылки для выработки ассоциативной связи.
- Ревизия теории обучения в 70-80 годы 20 века. Методологическое значение феноменов «затенения» и «блокировки», «самоформирования» и «пищевого отвращения» при выработке УР. Специфичность связи между а) раздражителем и подкреплением; б) реакцией и подкреплением. Необусловлавливаемость некоторых инструментальных реакций.
- Классическая этология. Отличительные особенности этологического подхода. Основные концепции классической этологии: Фиксированная последовательность действий, консумматорный (завершающий) акт, аппетентное (поисковое) поведение. Знаковые (ключевые) стимулы, врожденный пусковой механизм. Супернормальный стимул. Иерархия инстинктов по Н. Тинбергену. Ритуализация. Гипотезы о происхождении демонстраций. Представление о коммуникации у животных с позиций классической этологии. Представление об эволюции поведения с позиций классической этологии. Значение этологического подхода для развития поведенческих исследований.
- Импринтинг и импринтингоподобные процессы. Ранние наблюдения Лоренца. Основные характеристики импринтинга. Изучение запечатления признаков родителя у выводковых птиц. Факторы, определяющие границы периода. Чувствительный vs критический период. Обратимость импринтинга. Настроенность на характеристики импринтируемого объекта. Нейроэтологический анализ импринтинга. Запечатление полового партнера. Запечатление признаков вида и признаков родичей.
- Импринтингоподобные формы обучения у птиц и млекопитающих: материнский импринтинг у млекопитаюших, обучение песне у воробьиных птиц. Роль поведенческого взаимодействия в процессе обучения. Привязанность самца к самке у моногамных грызунов. Привязанность ребенка к матери у Homo sapiens.
- Когнитивная психология животных. Изучение способностей к абстрагированию. Экстраполяционные рефлексы. Оперирование мерностью. Установка обучения. Способности к категоризации. Способности к счету. Обучение языку. Самовосприятие. Когнитивные способности в социальных отношениях. Биологические корреляты морали. Аффилиативные связи. Умиротворение. Восприятие «правды» и «лжи». Обман.
11.Социобиология и поведенческая экология. Основные концепции социобиологии. Отбор родичей, реципрокный альтруизм, родительский вклад, совокупная приспособленность. Различия в представлениях об эволюции поведения между классической этологией и социобиологией.
Основные методологические приемы социобиологии.
Применение теории игр для изучения эволюции поведения.
Темы практических занятий
Занятие 1 (5 ч.) Обсуждение проблем регистрации поведения животных в природе и в лаборатории. История использования видеозаписи поведения и современная востребованность метода в научных исследованиях. Ознакомление с тестированием в стандартных условиях, с протоколом проведения эксперимента, с оборудованием.
Наблюдение за животным и составление этограммы. Видеосъёмка и ручная регистрация поведения мелких грызунов в 3-х стандартных лабораторных тестах: «открытое поле», «крестообразный лабиринт» и «тёмно-светлая камера».
Занятие 2 (5 ч.) Видеоанализ поведения животных по полученным видеозаписям с помощью программы BORIS (Friard, O. and Gamba, M., 2016). Выполняется по индивидуальному заданию.
Занятие 3 (5 ч.) Статистическая обработка полученных данных и графическое представление результатов. Сравнение с данными, полученными методом сплошного протоколирования. Обсуждение результатов. Составление отчёта.
Литература
Учебники:
- John Alcock Animal Behavior: Evolutionary approach. 10th Sinauer Associates, Incorpirate 2012
2. John M. Pearce Animal Learning and Cognition: An Introduction. 3rd Edition 2008
3. Nicholas B. Davies and John R. Krebs An Introduction to Behavioural Ecology 4th Edition 2012
Пособия:
- Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975
- МакФарланд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988
- Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение М.: Мир, 1992
- Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.
- Докинз Р.Эгоистичный ген М.: Мир, 1993
- Меннинг О.Поведение животных. Вводный курс. М., Мир, 1982
- Роуз С.Устройство памяти. От молекул к сознанию. М., Мир 1995
- Тинберген Н. Поведение животных М.: Мир, 1969
- Хорн Г.Память, импринтинг и мозг М., Мир, 1988
- Wilson E.O. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press1975.
- Lehner P.N. Handbook a Ethological Methods New York 1990
Составители – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Елена Павловна Крученкова; младший научный сотрудник Анна Юрьевна Родникова, кандидат биологических наук, научный сотрудник Александр Николаевич Шиенок