Полевая практика на Звенигородской Биологической станции МГУ им. С.Н. Скадовского

Основы летней полевой практики по зоологии позвоночных заложены в  предвоенные годы А.Н. Формозовым. В своем современном виде практика была создана в 50-60-е проф. и академиком И.А. Шиловым с участием доцентов К.Н. Благосклонова, Н.Н. Карташева и Н.Н. Гуртового. Она является дополнением и продолжением курса зоологии позвоночных, читаемого для студентов физиолого-биохимического отделения на 1 курсе и для студентов зоолого-ботанического отделения на 2 курсе. Как и университетский курс зоологии, практика проводится для студентов всех специальностей и составляет необходимую часть их общей биологической подготовки. В соответствии с этим летняя практика включает ряд общебиологических вопросов, связанных с эволюцией животных и закономерностями их распространения и жизни в природе.

Летняя полевая практика по зоологии позвоночных для студентов 1 (физиолого-биохимическое отделение) и 2 (зоолого-ботаническое отделение) курсов Биологического факультета МГУ проводится с 1 июня по 15 июля на Звенигородской Биологической станции МГУ им. С.Н. Скадовского (Одинцовский район Московской области). Практика состоит из двух частей – экскурсионной части (1 курс – 30 ч.,  2 курс – 48 ч.) и самостоятельной работы (1 к. – 60 ч., 2 к. – 72 ч.).

Экскурсионная часть включает 6 дней 5-часовых занятий у 1 курса и 6 дней 8-часовых  занятий у 2 курса. Основной формой занятий на экскурсионной части является проведение тематических экскурсий в природе. Эти занятия дополняются краткими лекциями в лабораториях, изучением коллекций 2 музеев – кафедрального и биостанционного. На время проведения практики преподавателями собирается специальная учебная коллекция живых представителей фауны позвоночных.  С 2000 г. сотрудники Биостанции любезно предоставляют возможность ознакомиться с работой станции кольцевания птиц и проводят  лекции о мечении птиц и способах их изучения методом прижизненной обработки.

На самостоятельную работу отводится 6 полных  дней у первого курса и 9 дней у второго. Предпоследний день отводится для обработки материала, собранного в предыдущие дни, и для написания текста работы. Завершается самостоятельная работа научно-учебной конференцией с представлением и защитой выполненных работ. Форма  и нормативы проведения конференции почти полностью совпадает с таковыми при защите курсовых работ. Единственным исключением является отсутствие рецензирования работы специальным рецензентом. Лучшие работы выдвигаются (после совещания преподавателей практики) на объединенную студенческую научную конференцию, проводимую на Звенигородской биостанции с 2002 г. Работы с конференции публикуются в серии сборников «Флора и фауна Западного Подмосковья».


Подробнее о Биостанции можно узнать на сайте и в группе Вконтакте


На самостоятельную работу отводится 6 полных  дней у первого курса и 9 дней у второго. Предпоследний день отводится для обработки материала, собранного в предыдущие дни, и для написания текста работы. Завершается самостоятельная работа научно-учебной конференцией с представлением и защитой выполненных работ. Форма  и нормативы проведения конференции почти полностью совпадает с таковыми при защите курсовых работ. Единственным исключением является отсутствие рецензирования работы специальным рецензентом. Лучшие работы выдвигаются (после совещания преподавателей практики) на объединенную студенческую научную конференцию, проводимую на Звенигородской биостанции с 2002 г. Работы с конференции публикуются в серии сборников «Флора и фауна Западного Подмосковья».

Задачи практики

При прохождении летней полевой практики ставятся три главные учебные задачи:

1) Ознакомление с фауной данного района (территория ЗБС и окрестности, примерно 5х5 км). У студентов должно сформироваться довольно полное представление о фауне наземных позвоночных района практики (о видовом составе, распространении, численности, характере пребывания, жизни, биологических особенностях и о той роли, которую играют в сообществе виды местной фауны.) Следует постараться встретить и пронаблюдать, возможно, большее количество видов, а так же следов их жизнедеятельности. Эта задача включает в себя и навыки определения животных в полевых условиях.

2) Полевая практика предполагает также знакомство студентов с рядом зоологических методик используемых при проведении полевых исследованиях. Часть таких методик, не требующих длительного обучения и сложного оборудования, изучается в ходе экскурсий, более детальное знакомство с приемами зоологических техник студенты могут получить в ходе выполнения самостоятельных работ. Кроме практического освоения преподаватель знакомит студентов с основным спектром полевых методов и с новейшими достижениями в этой области в ходе устных объяснений.

3) Студенты должны получить теоретические основы и существенный практический опыт наблюдений по теме: “Взаимоотношение животных организмов и окружающей среды”. Этот раздел в очень небольшой степени затрагивается на лекционных занятиях и лабораторном практикуме курса зоологии позвоночных, где основное внимание было сосредоточено на изучении внутреннего строения животных, закономерностях его эволюции. Поэтому раскрытие огромного многообразия форм взаимодействия живых организмов друг с другом и с условиями окружающей среды планируется именно на время прохождения полевой практики.

Помимо достижения чисто учебных задач полевая практика несет и воспитательную функцию. Преподаватели должны активно формировать у студентов природоохранное сознание, этическое отношение и просто уважение и любовь к живой природе.