Полевая практика на Звенигородской Биологической станции МГУ им. С.Н. Скадовского
Раздел «Зоология позвоночных»
Практика имеет очень давнюю историю. Впервые на биостанции она была проведена в 1936 г. для небольшой группы студентов-старшекурсников. Сейчас в практике участвуют уже порядка 230-240 студентов 1 курса биологического факультета.
Основы летней полевой практики по зоологии позвоночных заложены в предвоенные годы А.Н. Формозовым. В своем современном виде практика была создана в 50-60-е проф. и академиком И.А. Шиловым с участием доцентов К.Н. Благосклонова, Н.Н. Карташева и Н.Н. Гуртового.
Подробнее о Биостанции можно узнать из брошюры К.Н. Благосклонова, на сайте станции и в группе Вконтакте
Полевая практика по зоологии позвоночных является логическим продолжением лекционного курса «Зоология позвоночных» и Малого практикума по зоологии позвоночных, проводимых во втором семестре 1 курса бакалавриата. Практика преследует цель познакомить студентов с видовым разнообразием животного и растительного мира, продемонстрировать экологические взаимосвязи в естественных сообществах животных и растений, а также научить ребят методам работы с живыми объектами и научными коллекциями. На практике учат не только грамотно собирать исходный научный материал для будущей исследовательской работы, но и прививают студентам бережное и разумное отношение к окружающей природе, что возможно только в результате понимания сложных взаимоотношений в растительном и животном мире, на которых основана устойчивость природных экосистем.
Практика проводится в июне-июле на Звенигородской биологической станции им. С.Н. Скадовского, имеющей статус комплексного областного учебно-научного заказника с достаточно богатой фауной и разнообразием биотопов. Удобство проведения практики в этом районе также обусловлено хорошей изученностью местной флоры и фауны в течение более 90 лет научно-педагогическим коллективом многих кафедр биологического факультета МГУ.
Полевая практика по зоологии позвоночных проводится в два этапа. Первый – это экскурсионная часть, занимающая одну неделю. На маршрутах, охватывающих максимальное разнообразие биотопов, студентам передают навыки определения видовой принадлежности животных по внешним признакам и голосам, а также наблюдают за поведением и особенностями экологии встреченных видов. Наглядным примером распределения животных по предпочитаемым биотопам и образующихся при этом сообществ служит пойма реки Москвы. Знакомят студентов и с определением животных по следам жизнедеятельности не только в природных условиях, но и используя коллекции музея биостанции, в частности коллекцию гнёзд птиц. Кроме полевых экскурсий студенты прослушивают голоса птиц по аудиозаписям в лаборатории. Отдельные занятия проводятся по биологии амфибий, рептилий и млекопитающих с демонстрацией живых объектов. Одно из занятий проводится на станции кольцевания, где студентов знакомят с методами отлова и прижизненной обработки птиц. Предусмотрена одна выездная экскурсия на Нарские пруды, где удобно демонстрировать разнообразие околоводных птиц, а также одна вечерняя экскурсия по биологии ночных животных, в частности рукокрылых. В конце экскурсионной части проводится зачёт в виде зачётной экскурсии.
Второй этап практики – самостоятельные работы. Предоставляемые на выбор студентам темы предусматривают не только овладение навыками наблюдения и анализа поведения и экологии животных, но также привлекают современные генетические методы для решения зоологических задач. Каждая работа выполняется группой студентов в течение недели. Отчётностью служит защита самостоятельной работы на мини-конференции.
По результатам защит самостоятельных работ лучшие из них выдвигаются кафедрами на конференцию студенческих самостоятельных работ, которая проводится на Звенигородской биостанции с 2002 г. Возможность выступить на конференции стимулирует студентов сделать работу как можно лучше. К тому же представленные на конференции доклады покрывают очень широкий спектр биологических проблем, которыми занимаются разные кафедры факультета, что несомненно расширяет кругозор студентов.
Наиболее интересные и хорошо выполненные работы публикуются в виде научной статьи в серии сборников «Флора и фауна Западного Подмосковья», издаваемой Звенигородской биологической станцией. Саму статью студенты пишут осенью, уже после окончания практики, вместе со своим научным руководителем, учитывая все высказанные на защите замечания.
Форма итоговой отчётности по практике – дифференцированный зачёт.
Примеры тем самостоятельных работ:
1. Цветовое зрение в поведенческих реакциях бесхвостых амфибий
2. Использование эгоцентрической (выбор по положению «право-лево») и геоцентрической (по зрительным стимулам) ориентации при запоминании местоположения корма у самцов и самок серой жабы
3. Мониторинг орнитофауны и изучение биологии птиц методом отлова, прижизненной обработки и кольцевания
4. Изучение значимости компонентов песни зяблика и пеночки-трещотки методом звуковых ловушек
5. Внутрипопуляционная разнокачественность особей и подходы к ее изучению на примере мухоловки-пеструшки
6. Способность к обучению на зрительные стимулы и исследовательская активность у головастиков серой жабы и травяной лягушки
7. Поведенческая активность выводка ушастой совы в связи с условиями освещенности, погодными и другими факторами
8. Реакция мелких млекопитающих на запахи партнеров (эксперимент в природе)
9. Половые различия в использовании направляющего зрительного ориентира при запоминании местоположения цели в лабиринте у серой жабы
10. Биология дуплогнездников в послегнездовой период (эксперименты в природе)
11. Экспериментальное изучение исследовательской активности и пространственной памяти рыжих полёвок разного возраста.
12. Исследование пространственной и эпизодической памяти у грызунов в водном лабиринте Морриса
13. Сравнение затрат времени и энергии на охотничье поведение у серой мухоловки (Muscicapa striata Pall.) и мухоловки-пеструшки (Ficedula hypoleuca Pall.)
14. Видовой состав, распределение по биотопам и численность мелких наземных млекопитающих поймы и террас р.Москвы в пределах Звенигородской биостанции МГУ
15. Изучение ближнего хоминга и территориальной структуры у мухоловки-пеструшки при помощи радиопрослеживания
16. Бюджет времени и особенности груминга у обыкновенной летяги
17. Социальные взаимодействия мухоловки-пеструшки, Ficedula hypoleuca, в гнездовой период (с проведением семейного анализа молекулярно-генетическими методами)
18. Изучение некоторых характеристик энергетического метаболизма птиц при помощи газоанализатора
19. Сообщество микромаммалий окрестностей ЗБС: видовой состав, структура населения, родственные связи во внутрипопуляционных группировках (на примере обыкновенной бурозубки, Sorex araneus)
20. Поведение на летнем участке обитания и хоминг травяной лягушки, Rana temporaria
Литература
Банников А.Г., Денисова М.Н., 1956. Очерки по биологии земноводных. М.:Учпедгиз.
Крускоп С.В., 2000. Млекопитающие Подмосковья. М.:МГСЮН
Мальчевский А.С., 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц. Л.: Изд-во ЛГУ.
Михеев А.В., 1955. Определитель птичьих гнёзд. М.:Учпедгиз
Мосалов А.А. и др., 2008. Птицы Подмосковья. Полевой определитель.
Промптов А.Н., 1957. Птицы в природе. Л.:Учпедгиз
Флинт В.Е. и др., 2000. Птицы Европейской России. Полевой определитель.
Формозов А.Н., 1952. Спутник следопыта. М.:Изд-во МОИП
Шилов И.А., 1983. Методическое руководство к летней практике по зоологии позвоночных. Издательство Московского университета
Составитель – кандидат биологических наук, доцент Сергей Викторович Огурцов
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО по проведению летней полевой практики по зоологии позвоночных можно скачать в pdf-формате